Участники коалиционных переговоров предусматривают в рабочем варианте коалиционного соглашения образование ПАО “Укрзализныця” как холдинговой компании с выделением дочерних эффективных вертикально-интегрированных компаний по видам деятельности на принципах прозрачности.
Согласно тексту, обнародованному на сайте партии “Блок Петра Порошенко”, коалиционное соглашение предусматривает также ликвидацию перекрестного субсидирования между видами деятельности, реализацию непрофильных активов.
Кроме того, предлагается, как и ранее, создать Национальную комиссию по регулированию транспорта (НКРТ) и принять новый закона о железнодорожном транспорте, который будет предусматривать сохранение монополии государства в отношении владения объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта и локомотивами, создание конкурентного рынка перевозчиков, обеспечение равного доступа всех субъектов хозяйствования к объектам инфраструктуры.
В сегменте морских портов и речного транспорта предлагается приватизация целостных имущественных комплексов, что обеспечивает стивидорную деятельность в морских портах; принятие базового закона “О внутреннем речном транспорте” для установки общих правил осуществления перевозок внутренними водами, управления портовой инфраструктурой, порядке доступа к ней, порядка осуществления коммерческой деятельности в речных портах, подходов к закреплению объектов портовой инфраструктуры в государственной собственности или их приватизации.
В сегменте эксплуатации дорог проект соглашения предполагает передачу дорог местного значения в сферу управления областных государственных администраций с одновременной передачей источников финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций; разграничение функций заказчика и исполнителя строительства, ремонта и содержания дорог путем создания на базе ГАК “Автомобильные дороги Украины” региональных компаний и их дальнейшей приватизации; совершенствование системы оплаты за проезд по дорогам большегрузного транспорта.
В отрасли авиационного транспорта, в свою очередь, предлагается создать условия для подписания соглашения с ЕС о едином воздушном пространстве и проводить назначение перевозчиков на воздушные маршруты на основании прозрачных тендерных условий.
Министерство инфраструктуры Украины еще в конце 2013 г. обнародовало на своем сайте проект закона “О государственном регулировании в сфере транспорта”, который предполагает создание Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта.
Согласно проекту закона, основными заданиями НКРТ является формирование тарифной политики на рынке транспортных услуг, создание условий для развития конкуренции с целью выведения товарного рынка из состояния природной монополии и эффективного удовлетворения спроса, а также создание равных возможностей для доступа потребителей к рынку транспортных услуг. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)