Государственный Мариупольский морской торговый порт (ММТП) проиграл компании “Метинвест-Шиппинг” судебную тяжбу за право получать больше прибыли в совместном проекте по грузоперевалке. Договор о совместной деятельности между сторонами заканчивается через год, и порт пока не намерен его продлевать.
Высший хозяйственный суд Украины 16 декабря отказал ММТП в кассационной жалобе на решения судов предыдущих инстанций о распределении долей участия и прибыли в совместной деятельности порта и компании “Метинвест-Шиппинг” (до июля 2012 г. – “Скиф-Шиппинг”). “Метинвест-Шиппинг” входит в холдинг “Метинвест”.
В материалах суда в Едином реестре судебных решений говорится, что договор о совместной деятельности между сторонами был заключен в июле 2006 г. Он предусматривал перевалку металлопродукции, работы по хранению, упаковке, креплению грузов на территории 10 причала. Целью этого сотрудничества было привлечение дополнительного грузопотока, обеспечение перевалки металлогрузов на территории 10 причала порта в объеме 1,8 млн. т, и в целом по порту – не менее 3 млн. т. Согласно этому договору, Мариупольский порт получил в совместном проекте долю в 65%, а компания “Метинвест-Шиппинг” – 35%. Прибыль от совместной деятельности распределялась в соответствии с долями в проекте. В 2008 г. стороны согласовали изменение в договор, в результате чего порт стал владеть долей в 67,93%, а компания “Метинвест-Шиппинг” – 32,07%.
18 июня 2013 г. ММТП предложил “Метинвест-Шиппинг” пересмотреть доли в договоре: порт захотел оставить себе 79,36%, а компании “Метинвест-Шиппинг” предложил снизить долю до 20,64%, и в соответствии с этими долям распределять прибыль. В порту мотивировали решение тем, что произошла переоценка имущества, которое задействовано в соглашении – на тот момент оно оценивалось в 87,2 млн. грн. Но компания “Метинвест-Шиппинг” от этого предложения отказалась.
Примечательно, что всего за 11 дней до этого стороны внесли изменения в договор, устновив оценочную и общую стоимость всех объектов – 33,78 млн. грн.
Участники рынка поговаривают, что “Метинвест-Шиппинг” привлекает в ММТП основной поток грузов, а в общей сложности Группа “СКМ” почти на 100% обеспечивает грузопоток для порта. Некоторые специалисты даже отмечают, что фактически менеджмент порта лоялен к СКМ.
Сегодня ММТП показывает не удовлетворительные результаты: за январь-ноябрь порт снизил переработку грузов на 12,9% по сравнению с таким же периодом прошлого года до 12,03 млн. т. Это происходит на фоне общего роста на 5,1% (129,28 млн. т) грузоперевалки в украинских портах.
Впрочем, директор ГП “ММТП” Александр Олейник заверил, что предприятия входящие в СКМ обеспечивают 60% грузопотока в порту, и то это было несколько годами ранее, когда порт переваливал свыше 15 млн. т грузов. Фактически, говорит директор порта, договор о совместной деятельности предполагал передачу в управление причала и нескольких кранов, а компания “Метинвест Шиппинг” должна была привлечь (переманить) из других портов, в частности Одессы и Ильичевска, грузы, что успешно и осуществила. Он уверил, что за годы работы у менеджмента сложились хорошие отношения с СКМ.
Тем не менее, на вопрос о том, почему порт начал судебное разбирательство с своим основным партнером по грузопотокам, директор ММТП Александр Олейник сообщил, что это было обоюдное решение сторон – перенести спор в суд.
В пресс-службе “Метинвеста” сообщили, что в 2013 г. после принятия закона Украины “О морских портах” причалы портов должны были быть переданы на баланс государственного предприятия “Администрация морских портов Украины” (АМПУ). Вкладом порта в совместную деятельность, в частности, был причал №10. Поэтому стороны заключили дополнительное соглашение, по которому причал возвращался порту для последующей передачи АМПУ. Также стороны зафиксировали, что, не смотря на уменьшение вклада порта, его доля прибыли от совместной деятельности не уменьшится, а останется на прежнем уровне.
При этом было определено существующее распределение прибыли от совместной деятельности вне зависимости от стоимости вклада: у порта – 67,93%, а у “Метинвест-Шиппинг” – 32,07%. Последняя отказалась пойти на снижение свой доли, поскольку уже было подписано соглашение о фиксации доли сторон в прибыли вне зависимости от стоимости вклада, а проведение переоценок имущества вообще не предусмотрено условиями договора.
Дальнейшие взаимоотношения порта с “Метинвест-Шиппинг”, по заявлению менеджмента госпредприятия, выглядят неоднозначно. По словам Олейника, через год заканчивается договор о совместной деятельности и пока нет четкого решения о продлении такого сотрудничества. “Мы еще это будем обсуждать, смотреть, но у порта есть много других вариантов сотрудничества с разными компаниями, в том числе обсуждаются идеи партнерства и концессии”, – говорит он. В то же время в “Метинвесте” сообщили, что намерены продолжать работать с портом в рамках договора по совместной деятельности.
Впрочем, учитывая сегодняшнюю ситуацию с грузопотоками в портах, к частным операторам нужно относится очень трепетно, комментирует положение дел в отрасли первый заместитель председателя АМПУ Юрий Васьков: “Рынок низкий сегодня – экспортерам и импортерам очень сложно выдерживать конкуренцию. Безусловно нужно отстаивать государственные интересы, но в месте с этим нельзя навредить национальным экспортерам и импортерам”. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)