За последние пять лет ситуация с маршрутными такси на разбитых улицах Херсона мало в чем изменилась. Перевозчиками продолжают помыкать без учета рыночных реалий. Они полностью зависят от настроений генерального заказчика и регулировщика – управления транспорта херсонского горсовета. Здесь составляют списки транспортных “любимчиков” и “пасынков”. Первым достаются выгодные маршруты и грамоты от мэра – “начальника транспортного цеха”, вторым – выговоры на совещаниях и “общественное” порицание. Да и дотации за перевозку льготников получают перевозчики исключительно “своего” коммунального предприятия. Однако и вчерашние и сегодняшние чиновники напрочь забывают о том, что при смене условий на рынке, ручное управление не срабатывает. Хочешь, не хочешь, а приходится выбирать: или рыбку съесть или в маршрутку сесть.
Февральское тотальное подорожание коснулось в городе всех и вся. И в первую очередь, того, кто едет на работу и тех, кто возит тружеников (пенсионеры просто перестали выходить из дома). Бюджетник, который вчера мог позволить себе “рассекать” в троллейбусе с “вай-фаем”, сегодня зашагал пешком. Его место занял владелец смартфона из маршрутки. А вот у транспортных фирм не оказалось возможности пересадить водителей с купленных (по настоянию городской власти) за долларовый кредит “Эталонов” и “Богданов” на допотопные “Газели” и “РАФики”. Посчитав убытки, собственники начали сокращать выезды (уже до 100 автобусов в день) и заговорили о новой цене за проезд.
Причины стары как мир: повышение стоимости топлива, комплектующих, ремонта и кредитов на новые автобусы, отсутствие дотаций и компенсаций. Сегодня для того, чтобы из автопарка вышла одна маршрутка, на ее обслуживание нужно потратить 1800 грн. Привезет же она вечером (в лучшем случае) лишь 1500. Ну, а если в пути сломается, то ремонтировать ее никто уже не будет. Затраты перевозчиков уже давно не компенсируются 3 грн. оплаты за проезд от поредевших пассажиров. Херсонский маршруточный бизнес начал замирать. На рынке транспортных услуг альтруистов не наблюдается.
В апреле прошлого года на совещании при заместителе херсонского мэра перевозчиками называлась реальная цена билета на херсонскую маршрутку – 6.83 грн. Лишь через полгода цену подняли с 2 до 3 грн., хоть реально она уже стоила все 7. Как тут не вспомнить притчу о “добром” хозяине, который купировал собаке хвост не один раз, а по сантиметру каждый день. Сегодня, по самым скромным подсчетам, за одну поездку херсонскому пассажиру (без багажа и собаки) реально нужно выложить, как минимум, 7,50 грн.
В мировой практике стало привычным, что после изменения цен на горючее, власть автоматически пересматривает и стоимость проезда. Держит руку на пульсе и херсонская облгосадминистрация. Здесь изменили стоимость проезда в пригородных автобусах. Уже 40 коп. (вместо 27) за 1 км должен платить пассажир. Изменение цены произошло “согласно п. 12 Дополнения к постановлению Кабинета министров Украины от 25 декабря 1996 г. №1548 “Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)”. Хоть и старенькое, но правовое поле для новой цены юристы отыскали. Нетрудно предугадать развитие дальнейших событий. Поднятие тарифов на маршрутки в Херсоне не избежать. Вопрос лишь в том – будет ли оно популистским или соответствовать реальным затратам. Власть пока заигрывает с электоратом, и об удорожании стоимости проезда речи не ведет. И в этом случае бездействие может привести к тому, что автоперевозчики обанкротятся. И выгодно эта ситуация будет лишь тому, кто хочет купить бизнес по бросовой цене. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)