Правительство Украины инициировало отмену шлюзового сбора в рамках повышения конкурентоспособности речных перевозок грузов.
Данная плата, взимаемая с судовладельцев при прохождении шлюзами Днепра, является одним из блокирующих факторов для роста внутренних и возобновления транзитных грузоперевозок по речной системе Украины. При этом плата повышается – последний этап роста, на 17%, состоялся в 2014 г. Высокий уровень сбора правительство поясняло дефицитом средств на содержание шлюзовой системы.
Новое положение предусматривает смену источника покрытия затрат на содержание и ремонт шлюзовой системы – они будут покрываться за счет владельца (владельцев) ГЭС Днепровского каскада. Инициатором данного решения выступило Мининфраструктуры, разрабатывающее программу развития речных перевозок и переключения грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта на водный. Министерство заявило об использовании опыта Германии по организации финансирования речной инфраструктуры (включая вопросы администрирования платежей и бюджетной поддержки). Специалисты двух стран будут, в частности, сотрудничать в вопросах технической поддержки системы гидротехнических сооружений, модернизации речных шлюзов, дноуглубления на речных фарватерах.
По оценке Кабмина Украины, на сегодня содержание системы шлюзов на Днепре финансируется не более чем на 30% от необходимого. При этом объемы финансирования снижаются – в 2014 г. они составили около 25% от потребностей. Порядка 25% финансирования покрывается за счет шлюзового сбора, прочее – за счет госбюджета. (Metalmonitor/Транспорт Украины и мира)