Банкротство НАК “Нафтогаз Украины” не решало бы вопрос погашения долгов, а могло служить одним из инструментов разрыва невыгодного контракта с “Газпромом”. Об этом заявил замглавы правления “Нафтогаза” по финансово-бюджетной политике Сергей Коновец.
“Большая часть этих долгов (НАКа) получена под госгарантии (в частности, еврооблигации) или от госбанков. И в случае банкротства “Нафтогаза”, государству все равно пришлось бы выплачивать долги”, – отметил замглавы “Нафтогаза”.
По его словам, расторгать контракт с “Газпромом” из-за банкротства – это значило подвергать риску транзит газа в Европу. “На это политически нельзя было идти, когда Украине нужна максимальная поддержка стран Запада”, – добавил Коновец.
Поэтому, как отметил собеседник, был выбран вариант комбинированного решения. “Мы инициировали судебное разбирательство в Стокгольме, которое, в случае успеха, позволит не только добиться пересмотра условий контрактов по закупке газа и транзиту на будущее, но и возместить наши убытки за прошлые периоды в сумме более 16 млрд.”, – продолжил замглавы “Нафтогаза”.
По его словам, руководство компании наняло квалифицированных юристов, в частности норвежскую компанию WikborgRein, у которой есть успешный опыт работы по подобным делам против “Газпрома”. “Мы верим, что есть хороший шанс выиграть в Стокгольме”, – сказал Коновец.
Также “Нафтогаз” договорился о переговорах в формате Украина-ЕС-Россия для выработки временного решения по закупке газа (зимний пакет) и транзита в Европу до решения арбитража в Стокгольме. Со слов Коновца, в случае инициирования банкротства “Нафтогаза” в прошлом году, такие переговоры были бы просто невозможны.
Кроме того, даже при банкротстве компании разница в ценах на газ и низкая дисциплина расчетов никуда не исчезнут, поскольку эти проблемы касаются правил работы рынка в целом, и их нужно было решать комплексно. “Поэтому в прошлом году было принято решение докапитализировать НАК на рекордные 96 млрд. грн., которые были выделены из бюджета (через выпуск облигаций Минфином). Из них около 60 млрд. грн. пошло на погашение различных старых долгов, накопленных в предыдущие периоды. Наибольшая сумма, которую нам пришлось выплатить, – $1,7 млрд. держателям еврооблигаций”, – подчеркнул Коновец. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)