Министерство инфраструктуры Украины вернулось к идее создания государственного предприятия, которое объединит все аэродромы страны. Эксперты считают, что тема не очень своевременна и может сработать только после окончания кризиса в авиаотрасли.
В 2013 г. Кабмин Николая Азарова принял концепцию программы развития аэропортов до 2023 г. В соответствии с этим распоряжением, Мининфраструктуры должно разработать и подать на утверждение правительству программу объединения аэродромов в единое госпредприятие.
После годичного перерыва в министерстве вернулись к реализации этого поручения. По словам и. о. начальника отдела авиаперевозок Мининфраструктуры Андрея Ярмака, эта инициатива будет заложена в программу развития украинских аэропортов.
Если этот документ будет принят, в единое госпредприятие войдут все аэродромы (летное поле с комплексом управления воздушным движением), в том числе – находящиеся в коммунальной собственности. Госпредприятие будет подчиняться Мининфраструктуры.
“Сделано это будет для того, чтобы более эффективно управлять аэродромами, оптимизировать бизнес-процессы, реализовывать инвестиционные проекты, ведь многие из них были построены еще в 1960-1970 годах”, – отметил Андрей Ярмак.
Также, по его словам, программой предусмотрено развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП): бизнес будет инвестировать в строительство терминальных комплексов, а государство в строительство или модернизацию аэродромов. “Аэродромы – это стратегически важные активы государства, которые не могут быть переданы в частную собственность, – пояснил Андрей Ярмак. – Частному бизнесу не интересно инвестировать в аэродромы. Срок окупаемости инвестиций занимает 20-30 лет”.
Чиновник добавил, что после модернизации инфраструктуры аэропортов планируется создание управляющих компаний, которые будут ими управлять.
Включить сразу все аэродромы в одно госпредприятие будет непросто, уверен Андрей Ярмак. Поэтому процесс включения в госпредприятие будет идти постепенно – по мере прохождения всей юридической процедуры перевода имущества. В госпредприятие, в первую очередь, должны быть включены стратегически важные аэродромы, добавил чиновник Мининфраструктуры.
Кроме того, в программе по развитию аэропортов будет предусмотрена возможность включения аэродромов, которые сейчас находятся в зоне конфликтов – после урегулирования сложившейся ситуации.
Согласно изначальному проекту, первыми в будущее госпредприятие должны были войти основные аэродромы, в том числе, – модернизированные перед Евро-2012, сообщил экс-начальник отдела авиатранспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский. Он в 2013 г. принимал участие в разработке концепции развития аэропортов и идеи создания единого госпредприятия. “Средства были вложены, к примеру, в киевский “Жуляны” (300 млн. грн.), в аэродром Харькова (1,4 млрд. грн.), но никто так и не приступил в внедрению механизма их возврата”, – сказал Валентин Згурский.
Он добавил, что перед вложением инвестиций под Евро-2012 правительство Николая Азарова подписало с облгосадминистрациями меморандум, согласно которому аэродромы будут переданы в госсобственность. “Аэродром “Жулян” и харьковский аэропорт сейчас находятся в коммунальной собственности”, – уточнил Згурский.
Планировалось, что новое госпредприятие выступит заказчиком модернизации аэропортов Запорожья, Одессы, Днепропетровска, пояснил экс-чиновник Мининфраструктуры. “Для этого планировалось привлекать кредиты, разрабатывать инвестиционные проекты”, – сказал Валентин Згурский.
Но проект создания госпредприятия был актуален год-два назад, но не сейчас, уточнил Згурский. “В условиях кризиса авиарынка нет смысла создавать такое госпредприятие, чтобы собирать ренту за использование аэродромов, – считает он. – По этой же причине нет нужды и в разделении двух государственных аэропортовых комплексов, “Борисполя” и “Львова”, отдельно на терминалы и аэродромы. Зарабатываемых денег аэропортам едва хватаем на операционную работу, но точно не на отдачу инвестиций”.
Со Згурским согласен экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. “Должен быть озвучен ожидаемый результат от внедрения (реформы). Для такого проекта должны готовиться обоснования с прогнозом денежных потоков на 10 лет и источниками его финансирования”, – сказал Александр Кава, выразив опасение, что данный проект может не иметь экономического обоснования.
Эксперт авиарынка Сергей Кадученко тоже скептически настроен по отношению к планам создания единого госпредприятия по аэродромам. “Я не совсем понимаю, как создание единого госпредприятия практически может помочь развитию аэродромного хозяйства. Если речь об установлении сертификационных требований к аэродромам и контролю их исполнения, то этими вопросами уже много лет занимается одно из подразделений Госавиаслужбы. Если речь о практических мероприятиях по строительству, переоборудованию, поддержанию работоспособности аэродромов, то за них отвечают директора соответствующих аэропортов”, – сказал эксперт.
Если же речь о привлечении инвестиций для строительства аэродромов, которые при этом останутся в госсобственности, то Мининфраструктуры может установить обязательные требования к инвесторам или концессионерам, полагает Сергей Кадученко. “Создание особого госпредприятия, управляющего аэродромами, наводит только на одну мысль – ожидается бюджетное финансирование этого вида деятельности, и на распределение бюджетных потоков необходимо посадить своего человека”, – подчеркнул эксперт.
Впрочем, Валентин Згурский считает, что не стоит полностью отбрасывать идею создания подобного госпредприятия. “В ближайшие годы кризис на авиарынке пройдет, государство сможет вернуться к идее возврата инвестиций в уже модернизованные аэропорты и привлечение средств в модернизацию других. Поэтому бюрократическую работу по созданию механизма функционирования ГП стоит продолжать”, – резюмировал Валентин Згурский. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)