Украина не владеет удачными примерами передачи госпортов в частные руки. Об этом заявил координатор движения “Нет коррупции на транспорте” Александр Захаров.

“Например, контейнерный терминал, который с помпой был приватизирован в Ильичевском порту – теперь там идут судебные процессы с возможными гигантскими потерями государства со стороны инвестора. Инвестор готовит претензию на несколько сотен миллионов долларов за то, что его лишили права работать на контейнерном терминале на причалах порта. В Одесском порту – проваленный контейнерный терминал, плюс очень большое падение объемов грузопотока. И “мантра” о том, что давайте мы продадим порты и это даст нам больше работы – она не работает”, – отметил эксперт.

Он также напомнил ситуацию с Днепро-Бугским портом, который государство отдало частному собственнику много лет назад, не предусмотрев механизма компенсации арендной платы. “Днепро-Бугский порт 15 лет назад Чечетов и Кирпа отдали Дерипаске. И вместо $300 тыс. арендной платы, которую государство должно было получать от этого порта, сегодня получает 300 тыс. грн. в месяц. В прошлом году, насколько я знаю, пропустили переподписание договора и он автоматически продлился еще на 15 лет и с этой же суммой. Пока Министерство инфраструктуры, насколько я знаю, не может добиться пересмотра условий. Государство от порта, который перерабатывает 3,5-4 млн. т грузов, получает копейки. Украинское законодательство, условия экономической работы у нас пока не готовы к длинным сделкам. Любая концессия, которая будет зафиксирована в гривне, может привести к тому, что через год, через два национальная валюта в ту или иную сторону поменяется, и надо будет начинать судебные процессы, надо будет загружать суды, потому что инвесторы или концессионеры скажут: “Вот договор, я плачу по договору, оставьте меня в покое”. И он будет прав”, – подчеркнул Захаров.

Эксперт провел параллель ситуации с Днепро-Бугским портом – с подготовкой к передаче в концессию единственного глубоководного порта Украины – МТП “Южный”. По его словам, все будет зависеть от сумы, в которую оценят ГП “МТП “Южный”. “Если назовут цену в $1 млрд., может быть и есть в этом смысл, если скажут – $10 млн., – однозначно нет. Потому что Закон “О концессии” предполагает 5% ежегодного платежа минус скидка по фондоотдаче и прочее, прочее – это, фактически, бесплатно”, – уверен Захаров.

Эксперт напомнил, что оценку порта осуществляет международная компания “Делойт и Туш”, которая оценила свои работы по оценку ГП “МТП “Южный” всего в 12 тыс. грн. “Мы оценивали стоимость оценки: количество оборудования, которое подлежало оценке – порядка 20 тыс. единиц. В среднем оценщики берут за каждую единицу до 50 грн. 1 млн. грн. – это та цена, которую нужно было взять за оценку”, – заверил эксперт.

По мнению Захарова, государство так и не смогло внятно аргументировать необходимость передачи частнику государственного порта, который работает эффективно и ежегодно приносит огромную прибыль в бюджет. “Это предприятие, приносящее только валютную выручку. Пойдите к любому производителю оборудования для портов, вам спокойно дадут кредиты. Европейский банк реконструкции и развития дает кредиты для таких предприятий. Даже сейчас, даже в это время. Всего лишь надо правильно сформировать политику этого предприятия, правильно сформировать бизнес-план развития, обратиться к международным компаниям, производящим оборудование и можно спокойно работать, получать кредиты под низкий процент. В чем смысл этой концессии, вообще непонятно”, – резюмировал эксперт. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий