Лидер украинского авиарынка – авиакомпания “Международные авиалинии Украины” – оказалась в эпицентре новой судебной тяжбы. В этот раз спор возник с государственным предприятием обслуживания воздушного движения Украины (“Украэрорух”) за полтора десятка миллионов гривень. Это уже, как минимум, третий судебный процесс вокруг долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние месяцы…
18 сентября должно было состояться заседание Хозяйственного суда Киева по иску иска “Украэроруха” к МАУ. Однако заседание было перенесено.
Сам иск к МАУ с требованием отдать долг в 14,9 млн. грн. “Украэрорух” подал в суд еще 27 июля. При этом в определении суда, размешенном в Едином государственном реестре судебных решений, не указано, за что именно спорят “Украэрорух” и МАУ.
Как сообщили в юридической службе ДП “Украэрорух”, в соответствии с условиями договора все без исключения украинские авиакомпании должны в течение 10 дней после выставления счета оплатить услуги за аэронавигационное обслуживание. В случае несвоевременной оплаты услуг провайдера к авиакомпании применяются штрафные санкции в 10% годовых, пеня в размере двух учетных ставок НБУ и индекс инфляции.
“Данные условия по штрафным санкциям являются одинаковыми для всех участников авиационного рынка и не противоречат нормам действующего законодательства Украины. При подписании сторонами договора, ими принимаются условия сотрудничества, указанные в нем”, – отметили в юрслужбе “Украэроруха”.
Там также подчеркнули, что при подписании договора МАУ никоим образом, не опротестовывала данные пункты, то есть добровольно согласилась выполнять все его положения. “В 2014-2015 гг. авиакомпания “МАУ” оплачивала данные услуги с просрочкой, из-за чего им в соответствии с украинским законодательством были начислены штрафные санкции, которые составили порядка 20 млн. грн. Недавно МАУ оплатила 5 млн. грн., оставшись должной предприятию 14,9 млн. грн.”, – пояснили в “Украэрорухе”.
Как рассказал Олег Бондарь, являющийся управляющим партнером юридического бюро “ECOVIS Бондарь и Бондарь”, которое защищает МАУ в нескольких судебных процессах, авиакомпания хочет добиться в суде изменения условий договора на предоставление “Украэрорухом” услуг по аэронавигационному обслуживанию. По его словам, в компании считают, что условия соглашения являются навязанными и незаконными, однако МАУ вынуждена каждый год идти на подписание такого договора с Украэрорухом, поскольку последний является монополистом на рынке вышеуказанных услуг и пользуется этим положением. “Мало того, что услуги по аэронавигационному обслуживанию “Украэроруха”, которые он оказывает МАУ – резиденту Украины, привязаны к доллару США, так еще, по условиям договора, они индексируются на индекс инфляции, на долг по их оплате насчитывается 10% годовых и пеня в размере двух учетных ставок НБУ”, – заявил Олег Бондарь.
Он уточнил, что ранее эти условия не были столь критичными для авиакомпании, однако в условиях кризиса в авиации, МАУ решила побороться за свои права. “К примеру, в период летней навигации, то есть в пик спроса на услуги МАУ, перевозчик еще в силах вовремя оплачивать услуги “Украэроруха”, но зимой, во время спада на рынке, МАУ допускала просрочки”, – отметил он.
В то же время, как пояснил старший партнер юридической фирмы “Ильяшев и партнеры” Роман Марченко, согласно Чикагской конвенции, функции по предоставлению услуг аэронавигационного обслуживания закреплены за государством. В Украине эти функции делегированы госпредприятию “Украэрорух”. “Если МАУ что-то не устраивало в проекте договора с “Украэрорухом”, то она должна была попытаться устранить навязываемые нормы в ходе так называемого преддоговорного спора. Если же авиакомпании не удалось этого сделать, и она все же добровольно подписала данное соглашение, то сейчас это выглядит как “махание кулаками после драки”, – заявил Роман Марченко, уточнив что, из-за этого, по его мнению, шансы выиграть спор больше у “Украэроруха”.
Вместе с тем он отметил, что МАУ может улучшить позиции обращением в Антимонопольный комитет с жалобой на “Украэрорух”: если АМКУ встанет на сторону авиакомпании, то это, в свою очередь, усилит позиции МАУ в данном судебном споре.
В МАУ, видимо, пришли к такому же мнению: Олег Бондарь подтвердил, что авиакомпания сейчас готовит обращение в Антимонопольный комитет относительно законности условий договора “Украэроруха” на услуги по аэронавигационному обслуживанию.
Примечательно, что это не первый судебный спор из-за долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние несколько месяцев.
В частности, в июне в Хозяйственный суд Киева с иском к МАУ обратился ликвидируемый “Златобанк”. Он потребовал от компании вернуть 443,8 млн. грн. долга. При этом уже в августе авиакомпания подала встречный иск к банку. Перевозчик потребовал от финучреждения признать пролонгированным договор о кредитной линии до весны 2016 г.
Немногим ранее стартовали судебные процессы с участием МАУ и банка “Финансы и кредит”. Финучреждение подало в суд на перевозчика с требованием взыскать задолженность по ранее выданному кредиту на 955 млн. грн.
По словам Олег Бондаря, в судебных процессах между МАУ и банком “Финансы и кредит” и “Златобанком” пока что сохраняется статус-кво. “Недавнее введение временной администрации в банк “Финансы и кредит” пока что никак не повлияло на судебный процесс между этим финучреждением и МАУ”, – отметил он.
С ним соглашается старший партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец, по словам которого, после ввода временной администрации в банк “Финансы и кредит” в судебном процессе между ним и МАУ ничего не поменяется. “Скорее всего, от банка в суды будут ходить те же самые представители, но уже с доверенностью от временного администратора, а не прежнего руководства финучреждения”, – заявил он.
Вместе с тем, отметил Ростислава Кравец, в случае ухода банка “Финансы и кредит” на ликвидацию, МАУ и один из ее бенефициариев Игорь Коломойский может выиграть суд. “Судя по практике предыдущих ликвидаций банков, их должникам зачастую удается выкупить свои долги через подставных лиц или компании с дисконтом до 70-95%”, – объяснил он. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)