28 сентября Россия заявила, что запретит полеты всех украинских авиакомпаний, не размениваясь на списки. Запрет вступает в силу, как и в случае ограничения полетов российских авиакомпаний в Украине – с 25 октября.
Судя по интервью министра транспорта РФ с откровенным передергиванием фактов, манипулированием цифрами и рассказами Кремля про “безумные шаги Киева”, который “выстрелил себе в ногу” и “превратился в авиационный тупик без рейсов в Москву” в России к таким действиям со стороны Украины оказались не готовы.
И дело даже не в деньгах – “Аэрофлот” от запрета летать в Украину не разорится. Дело в неожиданной оплеухе от Украины, в воскрешении крымского вопроса, а в перспективе – в еще большем падении влияния РФ на украинское общество.
Транспортная доступность всегда увеличивает взаимопроникновение экономик и связи между народами. Отсутствие транспортной доступности эти связи обрывает.
Логично чтобы теперь Украина закрыла рейсы всех оставшихся российских перевозчиков и в частности, “ЮТэйр” (которая не попала в санкционный список и соответственно не попадает под запрет на полеты между РФ и Украиной). То есть речь идет о полной остановке авиасообщения между странами.
Ситуация для нас не новая – в разные годы, по разным причинам и на разное время было заблокировано авиасообщение с Молдовой, Туркменистаном и Узбекистаном, и это не вызвало коллапса отрасли. Будем надеяться, что и с этим кризисом наша авиация справится, хотя масштаб потерь не сопоставим с теми, что были у нас в предыдущих конфликтных ситуациях.
Российская сторона потеряет в данной ситуации денег раза в три-четыре больше, чем наша. Например, запрет полетов в РФ для крупнейшей украинской авиакомпании “МАУ”, хоть и болезненный, но не настолько, как если-бы он был введен год, или 1,5 года назад. За это время украинский авиаперевозчик плавно сократил и успел адаптироваться к новым условиям. Сейчас им легче, чем россиянам. Хотя $30 млн., которые украинская авиакомпания ежегодно теряет из-за запрета полетов в Россию на дороге не валяются, тем более – в кризис.
Сейчас наша авиаиндустрия уже измотана предыдущими двумя годами, и потеря каждой копейки очень болезненна и не к месту. Поэтому очень бы хотелось, чтобы такое политическое решение принесло результат для страны, а не просто убытки для индустрии.
Из практических шагов сейчас правильно было бы сделать следующее:
- Есть смысл договариваться с белорусскими и латышскими перевозчиками об увеличении частот на линии “Киев – Минск” и “Киев – Рига”. Спрос на перевозки в РФ в одночасье не исчезнет, и если ежедневно грузились 10 прямых рейсов, то вполне можно этот поток перенаправить и частично покрыть убытки. Это даст вздохнуть и МАУ, и аэропорту “Борисполь”, и обслуживающим компаниям. “Белавиа” и AirBaltic тоже будут не в обиде. Пассажирам, конечно, будет неудобно, но лучше так, чем вообще без рейсов.
- Вывозу трансферных пассажиров из России нашими, и вывозу трансфера из Украины россиянами – пришел конец. Эта часть рынка потеряна, и уходит в качестве приза туркам, немцам, голландцам и арабам.
- Надо что-то делать с Одессой. Для этого, не перегруженного зимой аэропорта, потеря российских рейсов очень неприятна. Тем более, когда нужно отбивать затраты на строительство нового терминала. Сейчас Одесса ежедневно загружает три самолета на Москву. Нужно сохранить этот поток даже ценой потери доходности. Например, нужно давать скидки любым перевозчикам, которые откроют рейсы, позволяющие состыковать с одной пересадкой Одессу с Москвой.
Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. Но, наши действия должны быть системными, а не так как часто – шаг вперед – два назад. Раз мы пошли по – пути санкций, ждем решения об отмене поездов. Также нужно участие государства в перенаправлении пассажиропотоков. (ЛигаБизнесИнформ/Транспорт Украины и мира)