Полное прекращение авиасообщения между Украиной и Россией с 25 октября – достаточно серьезный шаг. Другое дело, как долго продлится запрет, насколько жесткой и полноценной будет блокада.
Анализировать в данной ситуации необходимо не столько последствия, к которым приведет запрет, сколько причины запрета. Он является следствием политического и военного конфликта между Украиной и Россией. Так или иначе, эти санкции возникли бы: вопрос о Крыме требовал ответных действий и, если бы их не было, вопрос все равно был бы поднят с разных трибун.
Второй вопрос, что обе стороны фактически перекрыли себе кислород в прямом авиационном сообщении. Но я все-таки надеюсь, что, во-первых, это временно, ведь контакты между двумя странами по-прежнему есть, пусть за последнее время они и сократились весьма значительно. Немало людей летали, причем не только из Киева в Москву и обратно, но и в Петербург, Харьков, Львов, Одессу и другие города. Сообщение было достаточно интенсивным. Что теперь? Думаю, ниша все-таки будет заполнена другими авиакомпаниями, хоть и не полностью.
Наверняка вырастет стоимость авиабилетов, придется чаще летать, что называется “на перекладных”, то есть через другие города. Я бы не сказал, что это будет совсем драматично, но такие поездки будут занимать больше времени. Впрочем, люди, которые часто летают в Берлин, знают, что большинство рейсов идут либо через Франкфурт, либо через Мюнхен – так уж исторически сложилось, и это не настолько трагично. Раз летаем в Берлин, то сможем и в Москву летать через Минск или Варшаву.
Думаю, авиакомпании других стран попытаются заполнить образовавшийся пробел. Кроме того, стороны могут попытаться найти хитрые варианты: некие компании, формально не попадающие под санкции, будут выполнять соответствующие рейсы. Это тоже возможный вариант решения проблемы. Насколько я понимаю, данная тема Россией и Украиной уже обсуждается, речь об этом шла и на встрече в Париже 2 октября.
Поэтому думаю, период полного запрета и жестких обоюдных санкций без прямых рейсов украинских и российских компаний между нашими странами будет относительно недолгим. Кроме того, я не рассчитываю на полную авиационную блокаду, опустевшую нишу займут компании других стран и “хитрые” авиарейсы. (Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований “Пента”/Главное/Транспорт Украины и мира)