Прекращение грузовых перевозок в Крым стимулирует неадекватное поведение контролирующих органов…

Уже неоднократно сообщалось о проблемах, с которыми сталкиваются украинские моряки после посещения Крыма. Несмотря на многочисленные судебные решения о признании моряков невиновными в нарушении Порядка въезда-выезда в/из аннексированного Крыма, пограничники продолжают составлять протоколы или просто устраивают веселую жизнь при въезде в Херсонскую область.

В районе Керченского пролива традиционно производится рейдовая перевалка. После аннексии Крыма украинские компании, работающие в этом районе, стали производить перевалку за 12-мильной зоной. Благодаря этой схеме работы удалось минимизировать проблемы промышленных предприятий Мариуполя, с которым после начала боевых действий было прервано железнодорожное сообщение. Глубины в Мариупольском порту (сейчас 7,4 м) не позволяют принимать крупнотоннажные суда поэтому часть грузов доставляется небольшими партиями на крупные суда в Черном море южнее Керченского пролива и наоборот.

По информации основного оператора рейдовой перевалки одесской компании “Трансшип” в 2014 г. по такой схеме из Мариуполя было вывезено 240 тыс. т чугуна и ввезено 400 тыс. т угля. С начала года 185 тыс. т чугуна и 1212 тыс. т угля. Другие варианты при экспорте-импорте намного затратнее.

Моряки в основном из Одессы. При смене экипажей они въезжают в Крым, далее из Керчи на свои суда в открытом море.

В законе о СЭЗ “Крым” (ст. 7) для граждан Украины предусмотрен беспрепятственный транзит через оккупированную территорию. Хотя в данном случае это даже не транзит, так как экономическая зона в районе Крыма также признана оккупированной территорией. То есть нарушение порядка въезда/выезда, за которое предусмотрена административная (ст. 204-2 КУоАП) и уголовная (ст. 332-1 УК) ответственность, не происходит.

Тем не менее, пограничники составляли протоколы об административных нарушениях и Каланчакский райсуд Херсонской области выносил по ним решения. В сентябре Апелляционный суд Херсонской области начал массово отменять решения суда первой инстанции и признавать моряков невиновными.

И так совпало, что 20 сентября началась товарная блокада Крыма и у контролирующих органов, при отсутствии грузового транспорта, появилось много свободного времени. До блокады через каждый из трех контрольных пунктов ежесуточно в Крым проезжало 500-700 фур. Как ранее заявлял лидер крымских татар Мустафа Джемилев: “Любую машину, что бы она там ни содержала, могут пропустить через границу, если она заплатит пограничникам 2 тыс. грн. Это касается и украинской, и российской сторон, которые тоже берут гривни”.

Сейчас грузопотока нет и объектами произвола становятся обычные граждане. В нашем случае если раньше пограничники просто штамповали протоколы о якобы нарушении моряками порядка въезда/выезда, то в последнее время перешли к неадекватным силовым действиям.

Как сообщили в компании “Трансшип”, 23 октября при возвращении со стороны Крыма экипажей судов “Алина”, “Атлас 1”, “БК-1”, “Гектор” на контрольном пункте “Каланчак” им был устроен радушный прием с элементами “маски-шоу”.

Моряков заводили в отдельную комнату, в которой присутствовало трое вооруженных пограничников, и начинали допрос. Когда человек отказывался “сотрудничать”, ему заявляли, что сейчас “потеряются” его документы, и он вообще не сможет въехать в Украину. Если это не действовало, человека выводили на улицу “подумать”. Через какое-то время (час-два) процедура повторялась.

Один из пограничников обронил фразу, что “экипаж “Алины” давно ведут”. Несмотря на отсутствие законных оснований для таких действий составлялись протоколы о нарушении порядка въезда/выезда. А одному из капитанов было сказано, что таких проблем можно избежать, если руководство компании начнет каждый месяц “решать вопрос в Киеве”.

Затем, когда большая часть моряков все-таки прошла границу и ожидала оставшихся в автобусе в 1 км от КПП, к ним подъехал автомобиль с сотрудником “пограничной разведки”, который заявил, что весь экипаж должен вернуться на КПП. После отказа, автомобиль уехал. Через некоторое время “разведчик” вернулся в сопровождении вооруженных людей в военной форме и повторил требование. Экипаж вновь отказался. После повторной проверки документов (люди предъявляли паспорта, но не отдавали в руки пограничников), автомобиль снова уехал. Затем к автобусу подъехало два внедорожника пограничной службы – один заблокировал автобус спереди, другой – сзади. В автобус вошла группа вооруженных людей в “балаклавах”, которые заявили, что автобус никуда не уедет пока на экипаж все-таки не будут составлены и подписаны протоколы. Все это продолжалось восемь часов до половины второго ночи.

Использование пограничного спецназа жестко регламентировано и команду мог дать кто-то с большими звездами на погонах. В сумме набирается целый “букет” статей Уголовного кодекса.

В связи с отсутствием потока фур чисто по-человечески пограничников понять можно. Но граница с Крымом очень деликатное место и подобные действия явно не приближают возвращение АРК в состав Украины. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий