Компания “Нафтогаз” ограничивает конкуренцию между частными поставщиками. Об этом заявил президент Ассоциации “Недропользователи Украины” Роман Сторожев.
“Пока мы видим, что реформа газового сектора в Украине носит декларативный характер”, – считает он.
Согласно Закону Украины “О рынке природного газа” частные поставщики наравне с НАК “Нафтогаз Украины” получили право осуществлять поставки газа украинским предприятиям. При этом, по словам Сторожева, отсутствует прозрачный и конкурентный механизм доступа к газотранспортным мощностям для импорта газа. “Нафтогаз” может принять или отклонить любой запрос на использование газотранспортных мощностей до момента заключения сделки, а также отменить процесс принятия запросов в любое время. Решение кому предоставить право импортировать газ из Европы НАК принимает исходя из своих внутренних регламентов”, – отметил он.
По словам президента ассоциации “Газовые трейдеры Украины” Андрея Мизовца, гарантировать равные условия доступа к газотранспортным мощностям для всех участников рынка должен независимый оператор, а следить за соблюдением принципа недискриминационности, должен независимый регулятор.
Однако до сих пор не приняты подзаконные нормативные акты и не определены условия деятельности ни того, ни другого. Таким образом, если цена на европейских рынках интересна, в том числе, и для частных газопоставляющих компаний есть риски, что один из участников рынка может иметь преимущество в части доступа к мощностям, отмечает эксперт.
Отмечается, что договориться с “Нафтогазом” и получить доступ к трубе удалось только компании “Энергетические ресурсы Украины”. С августа компания импортирует газ из Европы, поставляя его крупным промышленным потребителям, среди основных потребителей СМИ называют “Метинвест холдинг”, входящий в группу “СКМ” Рината Ахметова.
В Европе газотранспортные мощности выставляются на аукцион, и таким образом соблюдается принцип прозрачности. Подобную модель эксперты призывают реализовать в Украине. Нарушает ли принципы конкуренции “Нафтогаз” в подходе к распределению мощностей между участниками рынка, должен определить Антимонополный комитет Украины. (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)