Согласно утвержденному Кабинетом министров финплану, в 2016 г. “Администрация морских портов Украины” (АМПУ) намерена почти в пять раз до 3,5 млрд. грн. – увеличить, по сравнению с текущим годом, капитальные инвестиции в свою инфраструктуру.
Еще одним “новшеством” стало утверждение финплана заранее. Впрочем, эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев отметил, что принятие финплана АМПУ до начала года должно стать нормой. “Как правило, финплан принимали в конце года, что не позволяло вовремя проводить тендерные процедуры и осваивать капитальные инвестиции”, – пояснил он.
Большая часть инвестиций выделена трем портам Одесской области, где губернаторствует Михаил Саакашвили. В частности, в порт “Южный” собираются инвестировать 1,3 млрд. грн., Ильичевский – 500 млн. грн., Одесский – более 400 млн. грн. Остальным десяти портам достались крохи.
В основном, деньги будут потрачены на углубление акваторий и подходов к причалам, что позволит портам принимать суда с большей грузоподъемностью – от 200 тыс. т.
Лидер по инвестициям порт “Южный”, исходя из финплана, в 2016 г. наиболее масштабные вложения направит на реконструкцию морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта. На эти цели будет направлено 450 млн. грн.
Соизмеримую сумму – 424 млн. грн. – планируется освоить на строительство 1-го и 2-го колен и новой части 3-го колена морского подходного канала порта.
Кроме того, 152 млн. грн. будет направлено на создание перспективных глубин в акватории морского порта и 133 млн. грн. – на реконструкцию системы пожаротушения некоторых причалов.
Более мелкие суммы будут направлены на реконструкцию причалов, строительство базы размещения портового флота и другие небольшие проекты.
По мнению консультанта экспертного центра “ЦТС-консалтинг” Андрея Исаева, в “Южном” углубление акватории принесет, в первую очередь, пользу новому зерновому терминалу, который планируют построить совместно компании Cargill и M. B. Cargo (собственник – компания “ТИС”).
“Большая часть работ по дноуглублению в районе самого порта “Южный” уже завершена”, – отметил Исаев, уточнив, что глубины подходного канала к порту и глубины у причалов погрузочно-разгрузочного комплекса №2 доведены до 19 м из запланированных 21 м.
“А вот глубины подходного канала к ТИС, и глубины у его причалов не превышают 15 м, чего недостаточно для загрузки крупных судовых партий (200 тыс. т). А глубины у планируемого к строительству нового зернового терминала и того меньше”, – рассказал Исаев.
В инфраструктуру Ильичевского порта будет направлено около 500 млн. грн. Судя по финплану, в АМПУ намерены направить больше всего средств на реконструкцию акватории 1-го ковша Сухого лимана – 243 млн. грн. Кроме того, около 200 млн. грн. будет выделено на реконструкцию нескольких причалов.
Исаев заявил, что в настоящий момент максимальная глубина в Ильичевском порту составляет 12 м. “Этого недостаточно для отгрузки судовых партий агропродукции, которые имеют тенденцию к укрупнению”, – отметил он.
Помимо этого Исаев напомнил, что, начиная с 2014 г. в Ильичевском порту разгружается импортный энергетический уголь, который транспортируется судами типа Panamax и больше. “Осадка этих судов составляет 12 м и более. Очевидно, что глубины в Ильичевске для приема этих судов недостаточные”, – подчеркнул он.
В тройку лидеров также вошел Одесский порт. Ожидаемая сумма инвестиций здесь составит более 400 млн. грн. Основными направлениями для капитальных вложений определены строительство контейнерного терминала в рамках проекта “Развитие Карантинного мола” – 138 млн. грн., и строительство причала №35 – 85 млн. грн.
Кроме того, 58 млн. грн. будет направлено на реконструкцию гидротехнических сооружений, 40 млн. грн. – на реконструкцию объектов пассажирского комплекса.
Эксперт транспортного рынка Александр Кава заявил, что лидерство портов “большой Одессы” по капитальным инвестициям логично, поскольку на эти порты приходится основная морская перевалка грузов в Украине.
В свою очередь Владимир Шемаев считает, что от освоения нескольких миллиардов гривень в капитальные инвестиции в Одесский, “Южный” и Ильичевский порты выиграют в первую очередь представители трех индустрий – зернотрейдеры, горно-металлургический комплекс и маслоэкстракционные заводы.
По словам экспертов, из представителей горно-металлургического комплекса наиболее активно используют мощности портов “большой Одессы” “Метинвест” (контролируется Ринатом Ахметовым и Вадимом Новинским) и Ferrexpo (владелец – Константин Жеваго), из зернотрейдеров – Cargill, Kernel, Louis Dreyfus, Bunge, Alfred C. Toepfer, из представителей маслоэкстракционного бизнеса – Risoil, Delta Wilmar и Kernel.
Компании из двух последних групп контролируются иностранными акционерами, за исключением Kernel, где основным собственником является украинский бизнесмен Андрей Веревский.
“К примеру, в результате дноуглубления в “Южном” можно довести глубину с нынешних 19 м до 21 м. Это позволило бы принимать в порту суда с максимальной грузоподъемностью более 200 тыс. т”, – пояснил Шемаев. Он уточнил, что за счет эффекта масштаба, бизнес сделает экспорт своей продукции более конкурентоспособным на мировых рынках, а АМПУ получит больше портовых сборов. “Однако принятие финплана еще не гарантирует его выполнение, поэтому успешность его реализации можно будет оценить только следующей весной”, – заключил Шемаев.
В случае если АМПУ в 2016 г. таки удастся выполнить план по пятикратному росту инвестиций, это может послужить хорошим заделом для дальнейшего повышения доходности предприятий. В противном случае портам будет сложно выполнить задекларированное в финплане увеличение чистой прибыли к 2020 г. до 5,8 млрд. грн. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)