К проблемам долгов в более 20 млрд. грн. потребителей газа перед НАК “Нафтогаз Украины”, добавились еще и проблемы операторов газораспределительных сетей (бывших облгазов), которые, по данным НАК, уже накопили 5,4 млрд. грн. долгов за газ, который они использовали в процессе его распределения – на так называемые производственно-технологические расходы (ПТР).
Госмонополист даже вынужден был сообщить о прекращении поставок газа для покрытия производственно-технологических расходов операторам газораспределительных сетей. Заявить о прекращении поставок “Нафтогазу” позволил новый закон “О рынке природного газа”. С 1 октября компания не является гарантированным поставщиком газа для данных потребителей. По состоянию на 1 октября операторы сетей задолжали “Нафтогазу” 5,4 млрд. грн. за газ, использованный ими для покрытия ПТР, нормируемых потерь и собственных потребностей, причем с начала года по октябрь долги выросли вдвое – на 2,2 млрд. грн.
Отключить операторов сетей без прерывания газоснабжения для конечных потребителей, которые не имеют задолженности, технически невозможно. Поэтому “Нафтогаз” пока лишь констатировал факт прекращения поставок на бумаге. Вместе с тем, возникает закономерный вопрос: каковы причины такого стремительного роста задолженности и что делают “Нафтогаз” и государство в целом для разрешения проблемной ситуации?
Проблема №1: производственно-технологические расходы и нормативные потери.
Первый удар по экономике газораспределительных предприятий нанесло Министерство энергетики и угольной промышленности. Приказом от 2 марта 2015 г. №122 ведомство утвердило новые предельные размеры ПТР на 2015 г., без объяснения причин снизив их на 30% по сравнению с показателями 2014 г. Коррекция показателя потерь не имела под собой никакого рационального обоснования, не соответствовала утвержденным самим же министерством методикам и реальным потерям газа в распределительных сетях. В результате такой “бумажной экономии” больше 0,27 млрд. куб. м газа не будут оплачены в пользу “Нафтогаза”. Стоимость этого газа оценивается в 2 млрд. грн.
На протяжении 2014 г. на покрытие ПТР, нормируемых потерь и собственных потребностей операторы сетей использовали около 0,9 млрд. куб. м газа; уровень оплаты составил 78%. Неудивительно, что в результате проведенных “реформ” по итогам девяти месяцев 2015 г. долги удвоились, а показатель расчетов обвалился.
В эти 0,9 млрд. куб. м входят производственно-технологические расходы, потери газа и потери при измерении объемов газа, не приведенного к стандартным условиям. По оценкам отечественных специалистов из Института общей энергетики НАН Украины, совокупный уровень потерь газа в распределительных сетях составляет 6-8%.
Чем вообще обуславливаются потери в сетях? Во-первых, это погрешности учета, связанные с тем, что у потребителей установлены обычные бытовые счетчики, которые не учитывают температурные колебания и способность газа расширяться или сужаться, в зависимости от температуры. Как известно, основное потребление газа приходится на зимний период, при низких температурах газ сужается и его объем становится меньше по сравнению с тем, который измеряется при так называемых стандартных условиях (+20 град. С). Таким образом, возникает разница между показаниями счетчиков газа и его реальным объемом.
Кроме того, в стране значительная часть приборов учета устаревших моделей, не все счетчики вовремя проверяются. К примеру, общее количество неповеренных счетчиков оценивается в 2 млн. Согласно практике поверки за 14 лет, из неповеренных счетчиков 90% роторных и 30% мембранных не ведут или ведут учет газа с погрешностью, превышающей допустимую.
По разным оценкам, в зависимости от общего потребления и температуры окружающей среды, ежегодно только на приборах учета “теряется” около 500 млн. куб. м газа. Это чистая школьная физика (закон Гей-Люсака для нормального газа), а физику приказом министра не отменить, как бы этого не желалось государственным мужам.
Также технологические потери возникают из-за устаревших, как морально, так и физически, распределительных сетей. В нашей стране бытовым потребителям подается газ при низком давлении – 0,5-0,02 кг/см куб. Это значит, что при распределении газа, давление необходимо понизить в сотни раз – с 12-6 кг/см куб. до 0,5-0,02 кг/см куб. Этот процесс происходит поэтапно на газораспределительных пунктах, причем, при избыточном давлении происходит так называемых сброс газа на сбросных клапанах.
В Европейских странах эту проблему решили за счет перевода потребителей с низкого давления на среднее. Для нас это пока невозможно из-за огромных капиталовложений, которые требуются для замены большей части существующего оборудования. Технологические потери возникают также из-за неполной герметичности самой системы – трубы стареют, возникают порывы и утечки газа. Не следует сбрасывать со счетов и незаконные врезки в сети – попросту воровство газа.
Проблема №2: нормы.
Еще одной причиной резкого увеличения задолженности стала, мягко скажем, нерациональная регуляторная политика – НКРЭКУ, читай Кабмина, в отношении дистрибуторов газа. Все началось с корректировки норм потребления газа у абонентов без счетчиков. Правительство впервые снизило действовавшие с 1996 г. нормы в октябре 2014 г., впоследствии откорректировав их еще раз в апреле 2015 г.
В конечном итоге, менее чем за год нормы на одного прописанного 9,8 куб. м/месяц – плита, 18,3 – куб. м/месяц – плита при отсутствии центрального отопления; 23,6 куб. м/месяц – плита и колонка были срезаны для первых двух категорий потребителей втрое, для последней – более чем в 2,5 раза.
В результате, общий объем газа, рассчитанный по нормам потребления, для большинства поставщиков газа упал на 55-70%. Годовая экономия на бумаге составила около 1 млрд. куб. м газа. В денежном выражении при цене 7,188 грн./тыс. куб. м – около 7,2 млрд. грн.
Можно сколько угодно долго спорить о якобы существовавших объемах нелегальной продажи газа, которые до осени 2014 г. списывались по нормам потребления, однако, единственное относительно релевантное обоснование их снижения представлено в отчете USAID “Реформа городского теплообеспечения”, который увидел свет в апреле 2013 г. Именно данным документом руководствовался Кабмин при подготовке решения об установлении “промежуточных” норм 6-9-18 куб. м/мес.
Махровый популизм властей, который загнал нормы потребления “ниже плинтуса” после второго этапа их снижения привел к тому, что население, оплачивая газ по нормам, не доплатило сотни миллионов гривень за фактически потребленные объемы.
То, что потреблять газ без счетчика стало очень выгодно, подтверждает практика. Потребители начали массово отказываться от установки газовых счетчиков и даже выводить из строя уже установленные приборы учета. Дистрибуторы газа и операторы сетей, в свою очередь, резко нарастили задолженность перед “Нафтогазом”.
Определенный оптимизм в участников рынка вселяет то обстоятельство, что на днях в законную силу вступило решение суда о снижении дискриминационных норм потребления, введенных в апреле 2015 г. Возможно, холодный душ судебных решений поумерит желание популистов решать электоральные задачи за счет игроков газового рынка, – время покажет.
Проблемы у газораспределительных компаний обострились на фоне обвала объемов потребления газа, которые в среднем сократились на 30%. Причина проста: именно тариф на распределение газа – их основной заработок. Тариф – это частное от деления плановой годовой “тарифной выручки” (годовой минимальный доход) на плановый объем распределения газа. Если фактический объем уменьшился на 30% – то и соответствующая недополученная тарифная выручка уменьшилась на 30%. С учетом того, что значимая составляющая тарифа – расходы на ПТР – как уже указывалось выше, были резко сокращены по инициативе Минэнерго, то и плановый тариф был утвержден ниже фактической себестоимости.
По совокупности факторов – искусственно заниженный тариф и снижение объемов распределения – газораспределительные компании в среднем недополучили 50% годового финансирования. С учетом приоритетов финансирование налогов, аварийных ремонтов, зарплаты, ПТР, и т. д. – денег хватило на налоги, ликвидацию аварий, на зарплату без премий и частично на ПТР. Про развитие и капитальные ремонты уже никто не вспоминал.
На фоне продолжающегося ухудшения финансового состояния операторов газовых сетей актуальным становится вопрос обеспечения безопасности 350 тыс. км трубопроводов, газораспределительных пунктов и прочего оборудования. Уровень износа инфраструктуры превышает 50-60%. Как признался руководитель “Нафтогаза” Андрей Коболев на заседании парламентского комитета по ТЭК 4 ноября, эксплуатация газовых сетей – это не только поддержание их в работоспособном состоянии, но еще и вопросы безопасности. “Поддержание этой системы, ее работа – это огромная ответственность. Все мы знаем, что газ небезопасен и иногда взрывается. То есть это ответственность, и она очень тяжелая”, – заявил Коболев.
Понимают ли чиновники Министерства и регулятора ответственность перед потребителями? Вопрос без ответа. (Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий/РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)