17 декабря на территории Международного аэропорта “Киев” (Жуляны) проводились тактические учения личного состава пожарно-спасательных подразделений и сотрудников аэропорта.
По тактическому замыслу около 10:00 на нефтебазе “МАСТЕР-АВИА”, расположенной на территории аэропорта, произошел пожар – в результате нарушения правил выполнения огневых работ в резервуарном парке, произошло возгорание резервуара с топливом.
Возгорание проявляют работники нефтебазы, которые вызывают спасательные службы и действуют в соответствии с инструкциями.
Первым к месту происшествия прибывает пожарный расчет из аэропорта “Киев”. Объекту “пожарные” начинают работу по ликвидации пожара, одновременно проводится эвакуация обслуживающего персонала из зоны опасности.
За считанные минуты прибывают пожарно-спасательные подразделения ДСНС. Спасатели принимают все меры и меры по предупреждению распространения пламени на ближние резервуары с топливом и приступают к ликвидации пожара.
На месте работает штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Для ликвидации пожара привлекается 14 единиц основной и специальной пожарно-спасательной техники и около 57 человек личного состава пожарно-спасательных подразделений.
Возникновение и развитие пожаров в резервуарах
Пожар в резервуаре с нефтью (нефтепродуктом) начинается, как правило, со взрыва паровоздушной смеси, на ход процесса образования которой внутри резервуаров существенно влияют показатели пожарной опасности и физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов, хранящихся, а также конструкция резервуара, технологический режим его эксплуатации, климатические и метеорологические условия. Очаги пожара могут возникнуть на дыхательной арматуре, пенных камерах, в обваловании резервуара вследствие перелива продукта сохраняется или нарушения герметичности резервуара, задвижек, фланцевых соединений. Возможно также образование локальных очагов пожара на плавающей крыши резервуара.
Особенности развития пожара зависят от ее возникновения, размеров исходной ячейки горения, устойчивости конструкций резервуара, эффективности средств противопожарной защиты и удаленности пожарных подразделений от резервуарного парка. Как известно, углеводороды имеют весьма высокую удельную теплоту сгорания, в связи с чем обычно применяемые строительные конструкции в условиях горения нефти (нефтепродукта) не могут долго выдерживать воздействие пламени без деформации и/или разрушения. Свободный борт стенки вертикального стального резервуара при отсутствии охлаждения теряет несущую способность в течение 3-5 минут после начала горения, становятся видимыми деформации через прогрев конструкций пламенем. Через 10-15 минут воздействия пламени наступает потеря несущей способности маршевых лестниц, выходят из строя узлы управления коренными задвижками и хлопушками, наступает разгерметизация фланцевых соединений, нарушается целостность конструкций резервуара и имеет место выход нефти (нефтепродукта) в обвалования. В резервуаре с плавающей крышей в результате теплового воздействия локального очага пожара разрушается затвор, который обеспечивает герметизацию. Полная потеря плавучести и затопления кровли в условиях пожара происходит, как правило, в течение одного часа. В железобетонном резервуаре в результате взрыва происходит разрушение части перекрытия. Горение на участке отверстия, образовавшегося в результате этого, сопровождается обогревом железобетонных конструкций. Через 20-30 минут возможно обрушение конструкций резервуара и увеличения площади пожара. Отсюда мораль: чтобы хоть как-то уменьшить масштабы чрезвычайной ситуации в случае возникновения пожара в резервуаре для хранения нефти (нефтепродукта), нужно прежде всего принять меры по немедленному эффективному охлаждению конструкций, подвергающихся воздействию пламени.
В зависимости от ряда факторов, которые имели место на начальной стадии пожара (характер разрушения резервуара, площадь разлива нефтепродуктов, масса продукта, испарился, тепловой режим пожара и т. д.) возможно цепное развитие пожара, в результате которого горения распространяется на другие пожароопасные объекты предприятия, в таком случае разрушительное действие пожара усиливается многократно, иногда в сотни раз. В условиях концентрации больших масс нефтепродуктов на ограниченном площадке, близости различных производств пожар, распространяясь по территории предприятия, создает реальную угрозу для других промышленных объектов, жилых кварталов, объектов транспорта и т. д. и может стать настоящей катастрофой. (Пресс-служба аэропорта “Киев” (Жуляны)/Украинский авиационный портал/Транспорт Украины и мира)