Кабмин обязан ввести мораторий на повышение ж/д тарифов на грузовые перевозки. Об этом в обращении к премьер-министру, главам Мининфраструктуры, Минэкономразвития, Минэкономики, а также регуляторной службы заявили руководители крупнейших предприятий горно-обогатительной отрасли.
В заявлении руководителей Полтавского, Южного, Ингулецкого, Северного, Центрального ГОКов, Криворожского и Запорожского железнорудных комбинатов, а также ПАТ “ЕВРАЗ Сухая Балка” отмечается, что от экспорта железнорудного сырья Украина получает более $2 млрд. в год. Но есть риск утерять этот источник доходов, лишившись также порядка 50 тыс. рабочих мест.
С начала 2014 г. мировые цены на руду снизились втрое, а конкуренция значительно усилилась. Многие горнорудные компании США, Австралии, Китая, Африки заявили о сокращении производства. При этом с точки зрения логистики поставщики руды из Австралии и Южной Америки находятся в более выгодных условиях, имеют меньшее “плечо” доставки, возможность загружать крупнотоннажные суда, которые не способны обслуживать украинские порты.
Прогнозируется, что в 2016 г. цены на руду снизятся еще на 15-20%. В таких условиях запланированное повышение тарифов на ж/д перевозки приведет к убыточности производства железнорудного сырья в Украине, отказу инвесторов от работы с украинскими предприятиями, существенному снижению уровня инвестиционной привлекательности страны. “Вероятный сценарий – падение производства в отрасли на 50%, снижение экспорта на 75%”, – отмечается в обращении.
В документе подчеркивается, что МИУ декларирует повышение тарифов на 30%, однако с учетом дополнительных факторов, таких как увеличение тарифа на порожний пробег вагонов, повышающего коэффициента на перевозки на расстояние более 500 км и т. д., фактический рост тарифа в течение 2016 г. составит почти 50%. А для грузов 1-го класса, к которым относится руда, тариф поднимется на 65%. “Между тем, в соседних с Украиной странах, таких как РФ и Турция затраты на перевозку по железной дороге уже сейчас ниже чем в нашей стране. Снижение цен на сырьевые товары вынуждает правительства других стран идти навстречу производителям. Со следующего год “Российские железные дороги” увеличат размер максимальной скидки для клиентов с 12,8% до 25%”, – говорится в обращении.
По мнению промышленников, нет оснований говорить, что нынешние тарифы на грузовые перевозки являются для “Укрзализныци” экономически необоснованными или убыточными. За счет грузовых перевозок в 2014-2015 гг. госмонополия получила порядка 15 млрд. грн. прибыли. “В данный момент идет процесс корпоратизации “Укрзализныци”. Считаем, что лишь после ее завершения, имея понимание реальной ситуации в компании, можно вернуться к вопросу пересмотра тарифов на грузовые перевозки”, – резюмируется в обращении. (forbes.net.ua/Транспорт Украины и мира)