Концессия прибыльных украинских морских портов на 49 лет – наиболее выгодная форма выкупа госпредприятий для частников, но не для государства, – заявил начальник Бердянского морского порта Николай Ильин, комментируя разработанную Мининфраструктуры презентацию по концессии морских портов Украины.
По словам портовика, большинство государственных гаваней сегодня являются высокодоходными предприятиями и отдавать их в концессию – это лишать госбюджет миллиардов гривень доходов от их деятельности. “Передать в концессию – это отдать предприятие даром. Вот, к примеру, у государства есть предприятие – Бердянский морской торговый порт. В 2015 г. он заработал 217 млн. прибыли и заплатил в бюджеты всех уровней 250 млн. грн. Это мало или много для предприятия, на котором работает 1200 человек? Конечно, это очень много. Завтра, если это предприятие будет приватизировано или отдано в концессию, государство может и получит какие-то средства, но это будет в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем сейчас”, – уверен Н. Ильин.
Он также отметил, что при любых условиях, отданные в концессию морские порты не будут платить государству хотя бы столько, сколько платят сегодня. Сокращение отчислений неизбежно. Российский опыт, по словам Ильина, показал, что передача таких стратегических объектов, как порты, в частные руки, не несет государству никакой выгоды. “Все порты, которые в России были проданы, отданы в аренду, концессию, оказавшись в собственности негосударственных предприятий, в оффшорах – никакой выгоды государство от этого не получило. То же самое будет и у нас. В этом даже нет никаких сомнений”, – уверен портовик.
По его словам, частный собственник порта не будет удерживать те социальные стандарты, которые сегодня поддерживает государство. “Средняя заработная плата в Бердянском порту за 2015 г. – более 13 тыс. грн. Скажите, на каком частном предприятии есть такая зарплата? Докеры зарабатывают 17,5 тыс. грн. в среднем. У нас есть поликлиника, база отдыха, мы выполняем все условия Коллективного договора между профсоюзом и нами. Поэтому нельзя говорить, что у государства есть хоть какой-то смысл все это сегодня отдать частнику”, – подчеркнул Ильин.
Он также критически оценил перспективу передачи в концессию объектов, в развитие которых сегодня государство вкладывает сотни миллионов гривень. В частности, в порт “Южный” за бюджетные средства недавно приобрели два современных крана, стоимостью около 400 млн. грн. При этом, порт в презентации Мининфраструктуры находится в числе первых к передаче частному владельцу.
“Если Бердянский порт дноуглубление больше двух лет не делал и мы в прошлом году работали с осадкой на 59 см меньше, чем паспортная, то в таких портах, как “Южный”, которые в первую очередь будут приватизироваться – там все это сделано и подготовлено под конкретного концессионера. Сейчас дело только в том, кто будет этим концессионером – те, кто претендовал раньше или те, кто претендует сейчас. Мы же понимаем, что нормального конкурса не будет”, – резюмировал портовик.
Он призвал оставить порты в государственной собственности. А если продавать, то – трудовому коллективу. По словам Ильина, трудовой коллектив Бердянского порта выступил с официальным заявлением, в котором предложил правительству выкупить порт, если государству он не нужен и его собираются продать пока неизвестному частному собственнику. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)