Получив неутешительные результаты за I квартал, группа Lufthansa начала пересматривать стратегию работы грузового подразделения, перспективы которого оказались довольно мрачными.

Выручка Lufthansa Cargo с начала года по сравнению с I кварталом 2015 г. сократилась на 21,8%. Уточненный операционный убыток авиакомпании за это же время составил 19 млн. евро. Ожидается, что по итогам года ее прибыль окажется намного ниже прогноза. “Возможны любые варианты, но пока комментировать слишком рано”, – заявил финансовый директор группы Симон Менне.

Lufthansa Cargo – один из немногих европейских перевозчиков, эксплуатирующих исключительно грузовые самолеты: British Airways уже покинула этот сектор, за ней вскоре последует Air France. В парке Lufthansa Cargo числятся 12 возрастных McDonnell Douglas MD-11F и 5 Boeing-777F. Еще восемь Boeing-777F эксплуатирует Aerologic – совместное предприятие Lufthansa Cargo и DHL Express.

Как пояснил Менне, снижение выручки в сегменте грузовых перевозок обусловлено его перенасыщенностью и, как следствие, невозможностью достичь высокой доходности. В краткосрочной перспективе Lufthansa Cargo планирует еще больше урезать инвестиции и прекратить наем новых сотрудников. Тем не менее 2016 г., по мнению Менне, будет “очень непростым”.

Под давлением оказалось и пассажирское подразделение Lufthansa, чья доходность также падает. При этом довод о том, что авиакомпания достигла принципиально иного уровня себестоимости перевозок, инвесторов не устраивает. Несмотря на то что в расчете на производственную единицу (обычно ее роль выполняет кресло-миля или кресло-километр) она снизилась на 13%, после публикации итогов I квартала биржевые котировки Lufthansa опустились примерно на 7%.

Снизить себестоимость на 8% удалось за счет курсовой разницы валют и сокращения издержек на топливо. Еще 2% авиакомпания сэкономила благодаря тому, что I квартал прошел без забастовок пилотов и бортпроводников. Наконец, свою роль сыграло то, что в отличие от прошлого года перевозчик не стал учитывать обесценение венесуэльского боливара и списывать 100 млн. евро. Что касается реальной удельной себестоимости, то она сократилась всего на 2%. Достичь этого удалось за счет расширения провозных емкостей на 8,3%, что должно было позволить распределить непрямые и фиксированные издержки на большее число производственных единиц.

Беспокойство вызывает то, что доходность перевозок Lufthansa не просто снижается, а снижается быстрее прогнозов. “Тенденция оказалась более выраженной, чем мы думали”, – признался Менне.

В целом доходность (при постоянном курсе валют) в пассажирском сегменте Lufthansa (Lufthansa, Swiss International Air Lines, Austrian Airlines и Eurowings) снизилась на 5,4%. Выручка на располагаемую кресло-милю (RASM) сократилась на 7,5%. Особенно сильно доходность снизилась на направлениях в Латинскую Америку, где падение составило 23,8%. Положение на североатлантических и европейских маршрутах оставалось сравнительно стабильным: доходность на них снизилась на 2,8 и 3,2% соответственно. Между тем все больше беспокойства вызывают азиатские направления, где доходность сократилась на 5,9%, а RASM – на 8,2%.

На 2016 г. Lufthansa поменяла планы по расширению провозных мощностей, снизив их темпы с 6,6 до 6,0%. Менне добавил, что к зимнему расписанию расширение флота могут еще больше замедлить, однако окончательного решения пока нет.

Совокупная операционная прибыль Lufthansa и Swiss составила 90 млн. евро. Austrian понесла убытки на 30 млн. евро. Операционная прибыль Swiss упала на 54%. Причиной стал рост курса швейцарского франка, из-за которого упал спрос на деловые перелеты из Швейцарии и туристические поездки в эту страну. Результаты авиакомпании были бы намного хуже, если бы она не заключила новую, чрезвычайно выгодную для себя долгосрочную сделку по аренде площадей в международном аэропорту Вены. Вместе с тем в этом году перевозчику предстоит серьезно потратиться на техническое обслуживание.

Хуже всего из подразделений Lufthansa себя показала авиакомпания Eurowings. При выручке в 377 млн. евро операционные убытки лоукостера достигли 86 млн. евро. По словам Менне, на результаты повлияли высокие издержки, связанные с запуском проекта в целом и дальнемагистральных перелетов в частности. Тем не менее, развитие Eurowings идет по плану, добавил он. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий