Недавний спич нового министра инфраструктуры Владимира Омеляна о том, что перегруженным фурам запретят двигаться по украинским дорогам, едва не спровоцировавший бум среди перевозчиков, получил продолжение. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4660-1, предусматривающий существенные изменения в правилах перевозки крупногабаритных грузов.
Он предлагает усилить ответственность за перегруз авто, но прежде – упростить оформление разрешительной документации, чтобы законопослушные перевозчики имели возможность выполнять требования властей без ущерба для бизнеса.
Документ в парламент подал народный депутат от “Самопомичи” Игорь Диденко. Для него проблемы автомобилистов – не новость. До избрания в парламент он долгое время работал в сфере автомобильной журналистики: он основатель “Первого автомобильного канала”, президент медиагруппы “Автоцентр”, выпускающей журналы Motor News, Auto Bild, “Автобазар”, “Автоцентр”.
В пояснительной записке к документу говорится, что, согласно закону об автомобильном транспорте, сейчас в случае перевозки грузов, превышающих габаритные или весовые ограничения, компания обязана получать специальное разрешение. Но, как свидетельствует практика, “достать” такую бумагу чрезвычайно сложно. Только орган службы автомобильных дорог выдает разрешение 2-5 рабочих дней. Плюс – 3-10 дней уходит на согласования в ГАИ.
“Но самое интересное начинается потом. Разрешение нужно согласовывать с местными советами всех населенных пунктов, через которые проходит маршрут перевозчика. При этом бумага выдается всего на 3 месяца после чего процедуру нужно проходить заново”, – утверждает автор законопроекта.
В итоге механизм легальной выдачи разрешений практически не функционирует. Зато вовсю работает коррупционная схема: перевозчикам попросту продают бумаги, при этом взвешиванием грузов никто особо не заморачивается.
Отсюда – стремительный рост перегруженных фур на дорогах. К примеру, если в 1997 г. среднестатистический грузовик перевозил за одну ходку 12-16 т строительных грузов (песок, бетон), то в 2007 г. этот показатель вырос уже до 15-18 т, а по состоянию на начало 2016 г. и вовсе составил 25-45 т. А, скажем. при перевозке зерна водители вообще идут на рекорд, загружая в одну машину по 45-75 т.
Это позволяет перевозчикам предлагать клиентам привлекательные цены и уводить их у железнодорожников. К примеру, в 2008 г. средний тариф составлял примерно 1 грн./км за 1 т груза. При этом дизельное топливо стоило 9-10 грн./л. Сейчас тарифы упали на 20% до 0,7-0,8 грн./км/т, тогда как топливо, наоборот, подорожало на 45% (до 18-20 грн./л). А парк грузового автотранспорта за ненадобностью сократили: от 25% в зерновой до 40% в строительной сфере. Без работы осталось 55-70 тыс. украинцев, задействованных в перевозках.
Чтобы исправить ситуацию, автор предлагает временно – на 1,5 года – упростить выдачу разрешений на перегруз, но одновременно усилить ответственность за попытку работать без документов. По расчетам автора, это позволит снизить среднюю массу перевозимого одной фурой груза до 22-33 т.
Если законопроект примут, разрешения будет выдавать только территориальное подразделение госоргана в сфере дорожного хозяйства, причем, разрешение будет распространяться на весь маршрут – от точки загрузки до пункта выгрузки. При этом указывается, что перевозчик обязан не допускать перегруза, а получатель товара должен от него отказаться, если превышены нормы или вес продукции превышает тот, что указан в документах. До выгрузки грузовики будут инспектировать чиновники, следя не только за весовыми показателями, но и за тем, уплачены ли сборы за провоз негабаритных грузов. (АвтоТрансИнфо/Транспорт Украины и мира)