Аэропорт “Киев” больше не входит в сферу влияния структур, считающихся близкими к бывшему депутату Верховной Рады от “Партии регионов” Юрию Иванющенко. Одесская компания “Фриланс-транс”, которой до последнего времени принадлежала 50% доля в ООО “Мастер-авиа” – структуре, производящей полное наземное обслуживание рейсов, вылетающих и прибывающих в аэропорт “Киев” (Жуляны), и владеющей его международным терминалом “А”, избавилась от своего пакета. Теперь “Мастер-авиа” на двоих владеют кипрская Master Avia Holdings (Cyprus) Limited (90%) и компания по управлению активами “Ника-инвест” (10%). Бенефициарами первой числятся столичные бизнесмены, основатели “Киевской инвестиционной группы” Василий Хмельницкий и Андрей Иванов, а второй – их младший партнер, глава совета директоров “Мастер-авиа” Денис Костржевский.
“Мастер-авиа” появилась на украинском небосклоне летом 2010 г., вскоре после прихода к власти Виктора Януковича. Тогда компания получила в аренду от Киевского городского совета на 49 лет имущественный комплекс коммунального предприятия “Международный аэропорт “Киев”. Правда, оформление контроля над этим активом у “Мастер-авиа”, которая была создана не чуждыми Хмельницкому (тогда – депутату Верховной Рады от “Партии регионов”) КУА “Авалон” и ООО “Авиагрупп”, затянулось. Палки в колеса ему начал вставлять российский миллиардер Виктор Вексельберг, компания “Промсоцразвитие” которого также претендовала на получение в аренду воздушных ворот украинской столицы.
“Промсоцравзитие” обратилось в суды, в которых, правда, успех ему не сопутствовал: в ноябре 2010 г. Окружной административный суд Киева отказался отменить решение Киеврады от 8 июля 2010 г. о передаче аэропорта в аренду “Мастер-авиа”, а в феврале 2011 г. это решение подтвердила апелляционная инстанция. В промежуток между этими вердиктами, в феврале 2011 г., киевские депутаты повторно утвердили компанию Хмельницкого в роли арендатора “Киева”. А уже в мае того же года стало известно, что у распорядителя “воздушных ворот” столицы появился новый совладелец – упомянутая компания “Фриланс-транс”. Она была прописана в Енакиево (Донецкая обл.) по одному адресу с филиалом ООО “УГК-2000”. Его президентом до избрания в Верховную Раду по спискам “Партии регионов” числился Юрий Иванющенко, более известный в узких кругах как “Юра Енакиевский”, который стал в тот период одним из главных “смотрящих” от Виктора Януковича над рядом ключевых отраслей Украины.
Весной 2012 г. “Мастер-авиа” открыла новый пассажирский терминал “А”, после чего дела компании пошли вгору. По итогам 2012 г. компания обслужила 860 тыс. пассажиров – на 83% больше, чем в 2011 г. А в 2013 г. пассажиропоток вырос еще более чем в 2 раза до 1,184 млн. человек. Тогда же “Мастер-авиа” открыл новый бизнес-терминал для обслуживания частных рейсов, и, окрыленный финансовыми успехами (в 2013 г. выручка компании составила около 160 млн. грн., а чистая прибыль – 50 млн. грн.), замахнулся на масштабную реконструкцию с достижением показателя в 10 млн. пассажиров к 2018 г.
Однако этому так и не было суждено сбыться. В 2014 г. режим Януковича рухнул, Иванющенко вместе с “патроном” скрылся в России, которая аннексировала Крым, развязала войну на Донбассе и ограничила выоз товаров из нашей страны, нанеся тяжелый урон украинской экономике. Пассажиропоток столичного аэропорта обвалился по итогам 2014 г. до 1,1 млн. человек, и упал еще на 13% в 2015 г. до 945 тыс. человек.
Впрочем, вряд ли именно эти факторы повлияли на решение учредителя компании “Фриланс-транс” (последняя после бегства Иванющенко из страны переехала из Енакиево в Одессу и назвала своим бенефициаром малоизвестного юриста из Южной Африки Виллема Мартинуса де Бира) выйти из этого проекта.
В начале этого года в ГПУ, расследовавшей обстоятельства вхождения одесского рынка “Седьмой километр” в сферу влияния Иванющенко, не на шутку заинтересовались деятельностью столичного аэропорта.
“ООО “Мастер-авиа” с целью легализации средств, полученных от совместной деятельности по управлению аэропортом “Киев”, перечисляло большую часть денежных средств на счета ООО “Фриланс-транс”, которые в дальнейшем конвертировались через предприятия, имеющие признаки фиктивности, и фактически использовались для хищения государственных средств аэропорта “Киев” и минимизации налоговых обязательств”, – такие выводы Генпрокуратуры были процитированы в февральском определении Печерского райсуда. Последний санкционировал выемку документов, касающихся “Фриланс-транс”, в близком к Иванющенко банке “ТК Кредит”, в который незадолго до этого НБУ ввел временную администрацию из-за непрозрачной структуры собственности. Скорее всего, именно это и заставило Хмельницкого активизировать переговоры с проблемным партнером, которые недавно увенчались успехом. (Деловая столица/uaprom.info/Транспорт Украины и мира)