В случае бездействия ПАО “Укрзализныця” в вопросе обновления устаревшего подвижного состава железнодорожные перевозки в Украине могут перейти под контроль России. Такое мнение высказал экс-директор по технической политике “Укрзализныцы” и бывший глава Научно-исследовательского центра железнодорожного транспорта Ростислав Демин.
“Кроме техногенной опасности устаревшего вагонного парка и экономического ущерба от невозможности “Укрзализныци” полноценно оказывать услуги промышленным предприятиям, есть дополнительный, но очень важный аспект – в случае бездействия по замене парка железнодорожные перевозки в Украине могут быть взяты под контроль Россией”, – сказал Демин.
Он пояснил, что Россия сейчас активно реализует программу обновления подвижного состава, строит новые вагоны, а для ускорения этого процесса в стране фактически введен запрет на продление срока службы старых вагонов. В связи с этим в России накопилось большое количество списанных старых вагонов, которые, по словам эксперта, массово хлынут в Украину: сначала вагоны, затем локомотивы.
Демин отметил, что ассоциации экспортеров в своих обращениях к правительству требуют разрешить массовую эксплуатацию вагонов стран СНГ, но это, по мнению эксперта, “ничего не принесет технически”. “Для экономической безопасности страны использовать вагоны агрессора – это точно плохо. Монголия и Армения фактически лишились своих железных дорог, передав их в управление РЖД (“Российские железные дороги”). Теперь из-за ситуации с подвижным составом и Украина может отдать кусок своей экономической независимости в руки России”, – добавил Демин.
По его оценкам, в Украине эксплуатируется порядка 2-3 тыс. российских вагонов. “Но если мы ничего не будем делать, то наша железная дорога будет просто поглощена российскими структурами. Вот это я знаю точно. И времени на раскачку совершенно нет”, – добавил Демин.
Более 40 тыс. грузовых вагонов “Укрзализныци” сегодня нуждаются в замене в течение 4-5 лет, при этом необходимо снимать с эксплуатации ежегодно не менее 10 тыс. старых вагонов, так как они несут техногенную опасность. “Укрзализныцю” следует лишить данного парка, насильственно выкупив его. Не дать монополисту возможности эксплуатировать старые локомотивы – это и есть главное условие успеха по замене парка”, – считает эксперт.
Помимо проблемы с нехваткой локомотивов и вагонов, Демин отметил низкую оборачиваемость вагонов при погрузке, то есть время от одной погрузки до другой, которая иногда составляет 11-12 дней вместо 3-5 дней нормы. “Получается, что у нас не менее 10 тыс. вагонов в день просто заморожены и не могут принять участие в перевозке грузов. Однако если говорить о том количестве вагонов, которое надо построить, то эта цифра в 4 раза больше”, – сказал эксперт, добавив, что не следовало бы разрешать эксплуатировать почти все вагоны “Укрзализныци”, так как почти 90% этих вагонов уже исчерпали срок эксплуатации – 22-25 лет.
Ранее “Укрзализныця” сообщила о планах в 2017 г. приобрести почти 3,6 тыс. вагонов за средства ЕБРР, а в целом пополнить парк на 6,6 тыс. грузовых полувагонов.
Многие участники рынка жаловались на систематическую нехватку вагонов “Укрзализныци”, что может привести к срыву сроков внешних контрактов и ставит под угрозу выполнение государственных экспортных программ в целом. (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)