“Факты ICTV” разобрались, какова специфика работы лоукостера Ryaniar и как авиакомпания зарабатывает вместе с аэропортами на пассажирах.
Это все “Фактам ICTV” объяснил Евгений Трескунов, глава комитета стратегического развития и международных отношений Ассоциации Аэропорты Украины.
10 июля Ryaniar заявил об отказе летать в Украину. Но через несколько дней аэропорт Борисполь отвечает: переговоры возобновились. Ранее уже рассказывалось, что вообще происходит. На самом деле возник целый скандал.
Но “Факты ICTV” подошли к проблеме с другой стороны. Почему Ryaniar так популярен, на чем он зарабатывает, почему для Борисполя это тоже могло быть выгодно? Об этом всем – далее в прямой речи эксперта.
“Кто такие Ryaniar. Ryaniar работает на свою выгоду и стратегию. Они себя позиционируют на рынке как самая дешевая авиакомпания везде, где только можно. Поэтому такие особые требования ко всем компонентам расходов, в частности – к аэропортам.
Как известно, каждый аэропорт зарабатывает на: аэропортовых сборах, наземном обслуживании (хендлинг), неавиационных доходах (автопаркинг, рестораны, беспошлинная торговля и т. д.). Чем больше объем пассажиропотока через аэропорт, тем выше его неавиационные доходы.
А лоукосты помогают “разогнать” масштаб аэропорта, что способствует получению неавиационных доходов. Во многих аэропортах с базированием лоукостов, доля неавиационных дохода равна 50% или более.
Ryanair – крупнейшая по количеству пассажиров авиакомпания Европы с долей 15% всего рынка. Он сам пришел к нам.
Украина могла только договориться об условиях полетов, но это делает аэропорт, а не государство. Борисполь государственный аэропорт со стратегией хаба. У него нет проблем с привлечением авиакомпаний (они сами приходят) и нет проблемы падения спроса, наоборот, рост более чем на 30%.
Выгода от Ryaniar. Временное предоставление больших скидок на аэропортовые сборы и хендлинг может рассматриваться не как потеря доходов в целом, а как инвестиция в получение значительно больших доходов.
Также в этом заинтересован город и регион из-за “эффекта Ryaniar”. Ведь тогда они появляются на карте Европы как интересная и доступная дистанция для туристов.
По данным АСИ Europe, на каждые 50 евро, потраченные за перелет, турист потратит 500 евро в пункте пребывания. Это умеют хорошо считать страны, ВВП которых ориентирован на туризм: Турция, Израиль, Грузия и другие.
В частности, правительства этих стран даже компенсируют авиакомпаниям расходы для стимулирования туристических потоков и инвестиций в местную экономику. Такие компенсации в этих странах на одного пассажира были разными: $60-65 за пассажира в Турции, $45 в Израиле и $10-12 в Грузии.
Что надо Ryaniar. Региональные аэропорты в очереди стоят, чтобы к ним кто-то полетел, и не только Ryaniar. Но авиакомпания оценивает не только наличие природных, исторических, религиозных или иных изюминок конкретного региона, но и наличие современной туристической инфраструктуры (гостиницы, дороги, наземный транспорт и т. д.), а также уровень сервиса. Только комбинация этих трех компонентов может генерировать туристический спрос.
Ни одна авиакомпания не входит в страну начиная с второстепенных аэропортов.
Поэтому для успеха и уменьшения риска нового рынка Ryaniar выгодно зайти в Киев, а также в современный аэропорт западной Украины – Львов, который генерирует наибольший поток рабочей миграции среди регионов Украины. Это идеальная пара для старта компании с такой моделью и сетью маршрутов в Европе.
Что просил Ryaniar у Борисполя. Технические условия для лоукостов: меньше услуг, а главное – это скорость оборота самолета на земле. Как правило до 25 мин. Инфраструктура (аэродром, перрон, терминал и их оборудования) должны быть пригодными для самолетов А320 и В737-800.
У нас есть такие аэропорты и не только в Киеве!
Ryaniar не требует дать ему то, чего нет ни у кого. Это противоречит законам ЕС. Правила скидок – одни для всех, кто бы это ни был.
Кто запускает новый маршрут – получает такие же условия. А Ryaniar просит льготные условия для новых услуг.
Если МАУ предложит новые рейсы, то они должны иметь аналогичные возможности. Так что это проблема только начальная.
Есть скидки на объемы и для новых направлений. Например, скидки для тех, кто уже работает с аэропортом и наращивает объемы пассажиров. А скидки для новых направлений независимо от того, что это за компания, и сколько она уже работает с “Борисполем”.
Преимущества для старожилов “Борисполя” в скидках на объемы. Также надо учитывать, чтобы было поощрение, если новых пассажиров будет больше, чем прогнозировалось.
А сейчас ситуация с переговорами вышла из-под контроля. “Борисполь” перешел грань, когда начал обсуждать публично коммерческие подробности. Аэропорт как банк: одного клиента выдал – другие уже не поверят”. (ICTV/Транспорт Украины и мира)