В 2018 г. на украинский авиарынок может выйти европейский лоукостер Ryanair. Для этого аэропорт “Борисполь” подготовил новую программу скидок. Об этом говорит в своей статье корреспондент “РБК Украина”.

В 2018 г. Украина предпримет вторую попытку привлечь в свои аэропорты крупнейший европейский лоукостер Ryanair. Основным препятствием, которое сорвало старт полетов в прошлом году, было нежелание главного аэропорта страны “Борисполя” и авиакомпании Ryanair договориться об условиях предоставления скидок на аэропортовое обслуживание. Недавно “Борисполь” опубликовал новый порядок получения скидок, который, как считают эксперты, простимулирует лоукостер все-таки начать полеты в страну. Выхода Ryanair в 2018 г. ожидает и министр инфраструктуры Владимир Омелян.

С 1 февраля в самом крупном украинском аэропорту действует новая программа предоставления скидок (оферта) для обслуживаемых там авиакомпаний. Документ с названием “Положение о применении понижающих коэффициентов к аэропортовым сборам, взимаемых в госпредприятии международный аэропорт “Борисполь” опубликован на его официальном сайте.

В оферте содержатся принципы применения скидок, размеры, условиях их получения. Cкидками могут воспользоваться все авиаперевозчики, которые работают или планируют работать в “Борисполе”.

“У нас было три месяца тяжелейших переговоров с большинством авиакомпаний, чтобы согласовать новую оферту”, – сообщил генеральный директор “Борисполя” Павел Рябикин.

В предложенном документе “Борисполь” установил несколько видов скидок. В частности, авиакомпании смогут рассчитывать на скидки от 20% до 80% на сбор за обслуживание пассажиров в аэровокзале за всех новых пассажиров на регулярных рейсах, которых удастся привлечь авиакомпаниям по сравнению с показателями в 2017 г. Скидка будет постепенно снижаться с 80% до 20% в течение четырех лет.

Вторая категория скидок – от 80% с последующим снижением до 20% в течение четырех лет – дисконт к сбору за взлет-посадку самолетов. Его могут получить авиакомпании за весь прирост числа регулярных рейсов по сравнению с 2017 г. Третья категория скидок – за обслуживание трансферных пассажиров в аэровокзале. Ее размер будет неизменным – 80%.

Четвертая категория дисконта предполагает скидку к сбору за обслуживание пассажиров в аэропорту, которая будет насчитываться за объем перевезенных пассажиров, уже летавших на регулярных рейсах. Ее размер будет зависеть от месячных объемов перевозки пассажиров. Минимальный размер скидки составит 5%. Для этого необходимо будет перевезти за месяц от 5 до 9,9 тыс. пассажиров. Для получения максимальной скидки в 55% необходимо перевозить в месяц 260 тыс. пассажиров и больше. При подсчете числа пассажиров, за перевозку которых можно воспользоваться этим четвертым видом скидок, нельзя будет включать в объем перевозки пассажиров, за которые будут насчитываться первый и третий вид скидок.

Аэропорт сможет поменять нормы оферты только при условии согласования с авиаперевозчиками, которые за предыдущий квартал обеспечили более 70% объемов пассажирских перевозок “Борисполя”. Программа скидок будет действовать до 31 января 2022 г. или до достижения аэропортом пассажиропотока в 20 млн. пассажиров. В 2017 г., который признан базовым, этот показатель составил около 10,6 млн. пассажиров.

Новым предложением о скидках аэропорт, по сути, отказался от стимулирования, в первую очередь, открытия новых рейсов, как это было в предыдущей оферте. Таким образом, аэропорт решает проблему с запросом авиакомпаний на получение скидок при открытии новых рейсов из “Борисполя” в другие аэропорты городов, куда уже выполняются полеты. В прошлом году на получение скидок на рейсы Лондон-Киев рассчитывал европейский лоукостер Ryanair, но “Борисполь” не соглашался их предоставить. Это стало причиной срыва выхода авиакомпании на украинский рынок. Как известно, в Лондон, в частности, в аэропорт Gatwick, уже летают “Международные авиалинии Украины”, а в другой местный аэропорт – Heathrow – British Airways. Ryanair намеревался летать в еще один лондонский аэропорт – Stansted.

Павел Рябикин рассказал, что в новой оферте аэропорт отказался от требования о так называемой “100-километровой зоне”. Согласно этому правилу, “новым рейсом” не мог считаться тот, который выполняется в аэропорты в радиусе до 100 км от тех, куда уже осуществляются рейсы из “Борисполя”. То есть, открыв такой рейс из “Борисполя”, авиакомпания не получила бы скидок.

Но для того, чтобы не допустить перетока пассажиров по одним и тем же направлениям от “старой” авиакомпании к “новой”, аэропорт предложил ввести понятие “каннибализация пассажирских перевозок”. По сути, этот механизм направлен на то, чтобы авиакомпании, которые выйдут на направления, где уже летают другие авиаперевозчики, не перетянули к себе пассажиров “старых” авиакомпаний, а привлекали новых. Если же “новые” авиакомпании все же “заберут” пассажиров у “старых” авиаперевозчиков, то “новые” не смогут рассчитывать на скидки на этих пассажиров.

“Наша цель – рост пассажиропотока, а не его перетекание от одной авиакомпании к другой. Поэтому вместо понятия “стимулирование новых рейсов” в нашей новой оферте вводится более широкое понятие “стимулирование прироста”. Иными словами, теперь авиакомпания сможет получать скидки не только открывая новый маршрут, но и перевозя больше пассажиров или выполняя больше рейсов на существующих направлениях. Очевидно, что такой принцип стимулирования выгоден новым авиаперевозчикам, для которых все рейсы и пассажиры будут считаться “приростом”. И здесь, для восстановления справедливости и равноправной конкуренции, включится еще один новый механизм – “тест на каннибализацию”. Если у исторического авиаперевозчика на определенном маршруте из-за прихода новой авиакомпании на тот же маршрут начинает падать пассажиропоток (то есть происходит “каннибализация” – отток части пассажиров на рейсы нового перевозчика), то новый авиаперевозчик за таких “каннибализированных” пассажиров уплачивает “Борисполю” аэропортовые сборы без скидок”, – объяснил изданию генеральный директор “Борисполя”.

По словам Рябикина, “каннибализация” будет определяться для аэропортов, которые по справочнику Международной ассоциации воздушного транспорта IATA относятся к одному и тому же городу. “Как известно, при онлайн-покупке авиабилета пассажир в строке поиска вводит название города, куда он хочет полететь. В этой строке могут появиться как один аэропорт, так и несколько. К примеру, при выборе пассажиром пункта назначения Лондон ему на выбор выпадет до пяти местных аэропортов. И, если какая-то авиакомпания начнет летать в любой из аэропортов Лондона, и перетянет на свои рейсы часть пассажиров с уже существующих рейсов на Лондон, то за вот этих пассажиров данный перевозчик и должен будет уплатить аэропортовые сборы без скидок”, – рассказал он.

Рябикин назвал новые механизмы “стимулирования прироста” и “тест на каннибализацию”, которые будут введены вместо “правила 100-километровой зоны”, “компромиссом, который позволит нам договориться с любым перевозчиком о сотрудничестве”.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян поддерживает новую программу скидок “Борисполя”. “Она была введена в действие на основании нового приказа Министерства инфраструктуры о тарифах в “Борисполе” и позволяет снизить стоимость аэропортовых сборов. Программа устанавливает равные правила игры, в том числе для лоукостеров. При этом и базовый авиаперевозчик не будет дискриминирован. Теперь у нас равные правила игры для всех”, – сказал он.

Новая программа скидок рассчитана на то, чтобы привлечь в аэропорт лоукостеры, предполагают опрошенные РБК-Украина эксперты. Так, юрист-аналитик юридической компании Kinstellar Алексей Бурчевский (специализируется на авиационном праве) считает, что новое положение о применении понижающих коэффициентов к аэропортовым сборам в аэропорту “Борисполь” является примером достаточно креативного и нестандартного для украинского рынка подхода к расчету скидок на аэропортовое обслуживание. “Попытки рассчитать каннибализацию пассажирских перевозок и привязать к ней размер скидки, безусловно, заслуживает внимания перевозчиков. По моему мнению, это ни что иное, как очередная попытка аэропорта привлечь скидками бюджетного перевозчика, сохранив при этом максимум доходов от “традиционных” авиакомпаний”, – отметил он.

С одной стороны, говорит Алексей Бурчевский, формула расчета каннибализации достаточно понятна и может быть перепроверена, ведь количество отправленных пассажиров является частью обязательной государственной отчетности авиакомпаний. “С другой стороны, информация о количестве отправленных пассажиров в помесячном разрезе, которую аэропорту придется включать в расчеты скидок, позволяет легко высчитать загруженность (load factor) каждого отдельного рейса существующего перевозчика на отдельном маршруте, а это уже является конфиденциальной информацией авиакомпании. Также, не следует забывать, что количество отправленных пассажиров на том или ином рынке не зависит исключительно от конкуренции, но также от цены билета, удобства расписания, уровня сервиса, репутации авиакомпании, да и просто от коммерческой политики перевозчика на рынке. Тот факт, что скидки не распространяются на “каннибализированных” пассажиров, делает применение положения для маршрутов, где конкуренты уже осуществляют перелеты, достаточно рискованным”, – продолжает он.

О выгоде для лоукостеров говорит и эксперт авиарынка Сергей Хижняк. “Похоже, что цель документа, скорее всего, предложение для Ryanair, которое на первые три года фактически дает лоукосту скидку в 80% к двум основным аэропортовым сборам, – считает Хижняк. – С другой стороны, все позиции договора очень выгодны для МАУ, которые вероятно с легкостью подойдут под прописанные критерии. Положение предусматривает безусловные скидки для трансферных пассажиров. К ним добавляются скидки на прирост пассажиропотока. При этом базовым годом для рассчетов всех скидок принят 2017-й год. Таким образом, положение привлекательно только для тех перевозчиков, которые будут значительно наращивать свое присутствие в “Борисполе” – а это может быть Ryanair, если выйдет на рынок, и МАУ при условии сохранения тренда наращивания пассажиропотока в последние годы. Остальным авиакомпаниям, летающим в Борисполь, предложение не так интересно”.

Владимир Омелян отрицает, что новая программа скидок в “Борисполе” разработана для удовлетворения требований Ryanair. “В этом году Ryanair полетит в Украину”, – все же уточнил Владимир Омелян.

Программы скидок, подобные той, которую опубликовал “Борисполь”, сегодня общепринятая практика, говорит управляющий партнер ECOVIS Бондарь и Бондарь Олег Бондарь (специалист по авиационному праву). “Аэропорт и перевозчики – это партнеры, имеющие равный интерес в увеличении пассажиропотока, – уточнил эксперт. – Аэропорт облегчил доступ к скидками, поставив их в зависимость от ежемесячных показателей работы, а не годовых, как ранее. Наибольший эффект положение скорее всего даст новым авиаперевозчикам, которые не выполняли рейсы из аэропорта. Именно этого, по-моему, так упорно добивалось Министерство инфраструктуры. Поэтому можно предположить, что крупные европейские перевозчики, исторически летающие в Борисполь, могут сдержанно отнестись к данной инициативе аэропорта”.

Авиакомпания Ryanair на запрос не ответила, но ранее перевозчик неоднократно заявлял изданию, что не комментируют ход переговоров с украинской стороной. А вот национальный авиаперевозчик – авиакомпания МАУ – инициативу аэропорта “Борисполь” комментирует сдержано. “МАУ, как базовый перевозчик, поддерживает аэропорт в желании установить механизмы, стимулирующие рост пассажиропотока. В то же время, любые мотивирующие программы не должны идти вразрез с хабовой концепцией, которую задекларировал аэропорт. Будет ли это положение отвечать заявленной стратегии развития аэропорта, покажет время”, – пояснили в пресс-службе украинской авиакомпании. В МАУ также уточнили, что ранее авиаперевозчик пользовался скидками к сбору за взлет-посадку и за обслуживание пассажиров в “Борисполе”, согласно предыдущему положению о применении понижающих коэффициентов к аэропортовым сборам в аэропорту, которое было утверждено летом 2017 г.

Не все согласны и с тем, что новая программа скидок будет распространяться и на пассажиров, которые уже летают по “старым” рейсам. Исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко считает, что предоставлять скидки авиаперевозчикам, которые уже летают по раскрученным маршрутам, бессмысленно. “Если KLM уже летает по маршруту “Амстердам – Киев” и платит полную ставку аэропортовых сборов, то какой смысл ему давать за это скидку? Ведь скидка на аэропортовые сборы не повлияет существенно на цену билетов. Допустим, билет сейчас стоит $300, а с учетом скидки цена должно снизиться до $295. Но авиакомпания не поставит такую цену, – говорит Мазуренко. – Суммарно за счет всех скидок, которые за год предоставит “Борисполь”, госбюджет недополучит один миллиард грн. Я против такого”, – говорит он.

Мазуренко отмечает, что новая программа скидок появилась после прошлогоднего спора с Ryanair, который требовала скидки на выполнение рейсов по маршруту “Лондон – Киев”. “Но до этого по этому маршруту летала авиакомпания British Airways, которая не просила скидок. Так почему теперь мы должны давать скидку Ryanair? Нельзя ради одной авиакомпании вводить скидки для всех остальных авиаперевозчиков”, – считает Анатолий Мазуренко.

Кроме того, у экспертов вызывает вопрос нормы о необходимости согласования изменений в оферту с авиакомпаниями, которые обеспечивают за предыдущий квартал 70% пассажиропотока аэропорта. “Ситуация, когда один-два перевозчика могут фактически влиять на условия работы главного аэропорта страны со всеми остальными участниками рынка, скорее всего, привлечет внимание Антимонопольного комитета Украины”, – считает Алексей Бурчевский. (Дмитрий Уляницкий/РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий