Вопрос сохранения рабочих мест в госпорту “Черноморск” при передаче ключевых причалов порта в аренду китайскому контейнерному оператору Hutchison Ports не является существенным условием договора аренды. Об этом заявил советник министра инфраструктуры Украины Андрей Соколов. По его словам, даже если инвестор проигнорирует прописанные социальные требования и не выполнит их, в судебном порядке разорвать договор не удастся.
“Даже если Фонд госимущества пропишет, что инвестор обязан взять на работу 250 человек из состава работников порта, а они это не выполнят, то весьма маленькая вероятность, что в этой связи договор аренды будет признан недействительным. Потому что, согласно Хозяйственному кодексу – социальные требования не являются существенным условием аренды движимого или недвижимого имущества”, – сказал Соколов.
Он также добавил, что нынешние реалии рынка труда в Украине таковы, что каждый работник обязан самостоятельно нести ответственность за свою квалификацию и за свое трудоустройство. “Все пытаются отмотать календарь назад в 80-е, когда были социальные гарантии. То, к чему все привыкли, уже нет. Извините, но время сейчас другое”, – считает Соколов.
По мнению экспертов отрасли, такая позиция властей является ключевой причиной, почему большинство работников госпредприятий выступает за сохранение госсобственности. В госпортах, к примеру, трудовые коллективы понимают, что в Киеве никто не собирается защищать социальные интересы рядовых портовиков в случае передачи порта частному инвестору. Об этом, в частности, заявили работники “Черноморска” 31 мая в Одессе во время акции протеста против передачи порта в аренду Hutchison Ports.
Портовики “Черноморска” опасаются, что приход Hutchison Ports ознаменует не только массовые увольнение работников, но также и ужесточение условий труда тех, кто сохранит работу. По мнению черноморцев, Hutchison Ports в каждую страну приносит с собой крайне суровые и бесчеловечные требования к рабочим, что уже вызывало массовые протесты трудовых коллективов в разных уголках мира. К примеру, под центральным офисом Hutchison Ports в 2013-м прошла самая крупная в истории Гонконга забастовка, участники которой требовали не только безопасности труда, но и естественного комфорта на работе. Особенно показательно выглядела просьба докеров разрешить им посещать туалет по необходимости, а не по утвержденному компанией графику, который предполагает для этого несколько 3-минутных перерывов в течение рабочего дня.
В Украине Hutchison Ports претендует на аренду шести ключевых причалов государственного порта “Черноморск”, которые могут быть переданы компании в аренду на 49 лет. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)