В результате аудита государственного предприятия “Администрация морских портов Украины” с 2015 г. по 2017 г. выявлены масштабные нарушения, включая необоснованное завышение зарплат руководству предприятия и непрозрачное предоставление скидок на портовые сборы. Об этом сообщает “Украинская правда” со ссылкой на проект “Марлин”, который обнародовал письмо ГАС к Кабинету министров.
Как отметили аудиторы, с 1 января 2016 г. по 1 июня 2017 г. руководящему составу ГП “АМПУ” выплачены зарплаты в повышенном размере на сумму 40,5 млн. грн.
Из-за несоблюдения показателей, которые являются основанием для премирования работников на Николаевском филиале необоснованно потратили 5,3 млн. грн., а работники Херсонского филиала доначислили себе лишних выплат на оздоровление в размере 1,3 млн. грн. – отмечают в Госаудитслужбе.
Аудиторы установили, что Ильичевский филиал в 2017 г. перечислил профсоюзу порта Черноморск 70 млн. грн. на строительства мостового перехода через Сухой лиман, что не является направлением деятельности профсоюза.
В случае внесения изменений, которые сделают возможным перечисление средств профсоюзам на улучшение инфраструктуры необоснованные расходы вырастут до 50 млн. грн. в 2018 г., говорится в письме.
Кроме того, как отмечают аудиторы, размер портовых сборов и предоставление скидок является непрозрачным.
Например, приказ Мининфраструктуры от 6 октября 2015 г. по внедрению 50% скидки от ставок всех сборов, кроме административного для судов, которые загружаются или разгружаются в морских портах Украины привел к уменьшению доходов Одесского филиала примерно на 57,7 млн. грн. Аналогичные скидки сократили поступления портовых сборов в Южненском филиале на сумму 102 млн. грн., Николаевском филиале – 21,3 млн. грн.
Скидки касаются и отдельных судов. Так, Ильичевский филиал взимал портовые сборы с Geroite nа Sevastopol и Geroite nа Odessa (флаг судов – Болгария) как с судов группы Б, вместо отнесения их к группе А – из-за чего потерял $3,6 млн.(91,4 млн. грн.).
Южненский филиал потерял 97,5 млн. грн. в виде платы за пользование причалами из-за неурегулированности на уровне Министерства инфраструктуры Украины и Фонда государственного имущества Украины вопроса о расторжении договоров на пользование этими сооружениями.
А из-за того, что Николаевский филиал в июле 2013 г. заключил договора сервитута (ограниченного права пользования землей) на заведомо невыгодных условиях в период с 1 января 2016 г. по 1 декабря 2017 г. утрачена возможность взыскания с операторов средств за доступ к причалам на сумму 195 млн. грн.
Также на финансовое состояние предприятия негативно влияет безнадежная дебиторская задолженность, неликвидные капитальные инвестиции и невыполнение договорных обязательств.
Как отметили аудиторы, в целом филиалы имеют более 270 млн. грн. сомнительной дебиторской задолженности из-за банкротства контрагентов.
Из-за невыполненных договорных обязательств филиалами ГП “АМПУ” существует вероятность потери 27 млн. грн.
Утвержденные показатели финансовых планов по капитальным инвестициям постоянно не выполняются: в 2015 г. капитальные инвестиции выполнены на 59%, в 2016 г. на 25%, а за 9 месяцев 2017 г. на 11% (использовано 204,4 млн. грн. при плане в 1,8 млрд. грн.).
Негативной является тенденция уменьшения объемов переработки грузов: в 2017 г. их переделали в 12,3 млн. тонн меньше, чем в 2016 г. Доля переработанных грузов государственными компаниями тоже падает: если в 2014 г. было переработано 49,2 млн. тонн, то в 2017 г. – 34,7 млн. тонн.
Результаты аудита переданы в Министерство инфраструктуры и Национальное антикоррупционное бюро Украины. (Цензор.НЕТ/Транспорт Украины и мира)