Украинская авиакомпания SkyUp, представленная в конце 2017 г. как “национальный лоукостер”, снова перенесла запуск регулярных рейсов. Ожидается, что они стартуют в конце текущего года. Пока же SkyUp осуществляет лишь чартерные перевозки в интересах своего учредителя – туроператора Join UP. При этом даже если полеты по регулярным маршрутам перевозчика начнутся в период зимней навигации, вряд ли цены билетов SkyUp будут низкими. “Апостроф” выяснил, в чем причина.
История прихода в Украину бюджетных авиакомпаний, часто называемых лоукостерами (low cost – низкая цена), сложна и по-своему драматична. Долгое время в стране был лишь один настоящий лоукостер – венгерская компания Wizz Air. Перевозчик умело пользовался своим монопольным положением в этом сегменте авиаперевозок, сохраняя приемлемые цены билетов, при этом особенно не демпингуя.
Ситуация начала меняться незадолго до введения безвизового режима со странами Шенгенской зоны, который украинцы получили летом 2017 г. В страну начали заходить новые бюджетные авиакомпании, а перевозчики премиум-класса время от времени стали предлагать билеты категории лоукост.
Безусловно, главным событием на украинском рынке лоукост-перевозок стал заход ирландской авиакомпании Ryanair. Самый известный в мире лоукостер планировал начать полеты из Украины еще в 2017 г., однако тогда, несмотря на полную поддержку со стороны правительства, компании не удалось договориться с государственным аэропортом “Борисполь”. Впрочем, через год Ryanair вернулся. В тот же аэропорт “Борисполь”.
Второе пришествие ирландцев также проходило недостаточно гладко – долгое время Ryanair не мог согласовать с “Борисполем” слоты для своих маршрутов. Однако нынешним летом все противоречия были устранены, и 3 сентября авиакомпания совершила свой первый рейс в Украину из Берлина. До конца года Ryanair запустит остальные запланированные рейсы.
На фоне конфликта с приходом Ryanair в Украине было объявлено о создании собственного бюджетного перевозчика – в Министерстве инфраструктуры его тут же окрестили “национальным лоукостером”. “Национальным лоукостером” оказалась созданная туристической фирмой Join UP авиакомпания SkyUp.
Руководители SkyUp сразу же заявили, что авиакомпания не станет транспортным придатком учредившей ее турфирмы, хотя и не скрывали, что часть полетов будет выполняться на чартерной основе. Было объявлено, что перевозчик намерен выполнять регулярные рейсы как по Украине, так и за границу. В частности, назывались такие направления: “Киев – Одесса”, “Харьков – Одесса”, “Львов – Одесса”, а также “Киев – Барселона” (Испания), “Киев – Батуми” (Грузия), “Киев – Ларнака” (Кипр). При этом в авиакомпании настаивали: цены на билеты будут формироваться по лоукост-модели.
Изначально старт полетов планировался на апрель 2018 г., потом – на конец мая или начало июня. Затем сроки “съехали” на июль. Но по состоянию на середину сентября SkyUp выполняет лишь чартерные перевозки. На днях генеральный директор авиакомпании Евгений Хайнацкий сообщил, что регулярные полеты начнутся уже в зимнюю навигацию 2018-2019 гг. Гендиректор SkyUp отметил, что перенос полетов связан с задержкой получения самолетов.
На сегодня перевозчик эксплуатирует два борта Boeing-737-800 2013 г. в., которые ранее использовались авиакомпанией Malaysia Airlines. В сентябре ожидается поступление третьего самолета – Boeing-737-700 2004 г. в., а до конца года руководство авиакомпании надеется получить еще два борта. SkyUp также заказала корпорации Boeing пять новых самолетов серии Boeing-737 MAX, которые, как ожидается, будут поставлены в 2023 г.
Эксперт общественной компании “Европатруль” Вячеслав Коновалов считает, что задержки с запуском регулярных рейсов SkyUp связаны в первую очередь с тем, что власти, пообещав компании поддержку, на самом деле ничего не предпринимают в этом направлении. В частности, по его мнению, это видно на примере того, как проходит регистрация воздушных судов SkyUp в Госавиаслужбе.
Что касается громких заявлений представителей правительства по поводу поддержки “национального лоукостера”, то, как отметил Коновалов в разговоре с “Апострофом”, ситуацию можно описать перефразированной поговоркой: “Попиарили и бросили”. “В апреле выяснилось, что вместо пяти самолетов они успевают завести только два. И из-за этого все их программы посыпались”, – отметил специалист.
Но осенью заканчивается высокий сезон, а значит, вопрос с бортами будет не столь острым. “Поэтому шансы на то, что все запустится, есть, причем довольно неплохие”, – сказал Вячеслав Коновалов.
Даже если SkyUp сможет начать выполнять регулярные рейсы в период зимней навигации, остается открытым вопрос, насколько привлекательными будут цены на билеты?
“Всегда, когда авиакомпании выходят на рынок, они проводят акции, привлекают внимание. Не секрет, что в течение года раскатывается маршрут, и он идет в убыток. Поэтому цены будут планово низкими и планово убыточными. Вопрос только, насколько низкими?”, – отметил Вячеслав Коновалов.
Эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра “Украинский институт будущего” Ярослав Пилипчук уверен, что SkyUp не сможет предложить своим клиентам настоящие лоукост-тарифы из-за того, что у авиакомпании нет соответствующей бизнес-модели. По его словам, пяти самолетов, которые авиакомпания намерена использовать к концу 2018 г., недостаточно для такой страны, как Украина.
Например, флот Ryanair состоит из более 400 бортов. При этом, по словам специалиста, ирландский лоукостер закупает новые самолеты, а затем через три года продает их с 10%-ной скидкой, то есть затраты на пополнение флота у компании не очень большие. Еще один важный момент – при использовании новых самолетов более эффективно расходуется топливо. Кроме того, отметил Пилипчук, у Ryanair очень хорошо налажены все бизнес-процессы, детали продуманы до мелочей. “SkyUp, исходя из финансовых ресурсов, не сможет выйти на такую бизнес-модель. Таких тарифов, как у Ryanair, у SkyUp, скорее всего, не будет. Учитывая, что у нас конкурентное поле очень слабое, цены, скорее всего, будут ниже, чем у МАУ (“Международные авиалинии Украины”), но они точно не будут на уровне Ryanair”, – заявил он.
Бывший заместитель инфраструктуры Александр Кава считает, SkyUp заходила на украинский рынок именно для того, чтобы в первую очередь заняться чартерными перевозками. “Я думаю, что это основное направление, на которое они ориентировались. Что касается регулярных рейсов, то даже та сеть, которая ими потенциально анонсировалась, это так называемые “квазирегулярные рейсы”, которые выполняются на курортные направления”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.
Что касается заявлений о лоукост-ценах, то, по мнению Александра Кавы, это могло быть лишь маркетинговым ходом. “У нас все, что ассоциируется с лоукост-авиакомпаниями, очень хорошо разлетается в СМИ. И наиболее удобный способ привлечь внимание к авиакомпании – это сделать какое-то упоминание о лоукосте в ее контексте”, – пояснил эксперт.
При этом он не исключил, что какое-то количество билетов все же будет продаваться в открытой системе, но говорить о низких тарифах на такие рейсы, по его мнению, не приходится. (Минпром/Транспорт Украины и мира)