Спрос на природный газ будет сохраняться на мировом рынке как минимум в ближайшие 10-20 лет, что позволит компаниям наращивать добычу в этот период, считает старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Эдвард Чоу.
“Хотя это не общепринятое мнение, я думаю, что газ будет оставаться с нами намного дольше, чем все предполагают. Мы еще не достигли пика спроса, и я думаю, что в ближайшие 10-20 лет мировая добыча будет расти”, – отметил Эдвард Чоу во время дискуссии на тему: “Какое будущее у украинской газодобычи?”, организованной Ассоциацией газодобывающих компаний Украины.
По его словам, газ является переходным видом топлива от традиционной энергетики к восстановительной. Он обладает рядом преимуществ в сравнении с более “грязным” угольным топливом. Капитальные затраты на его добычу ниже в сравнении с другими видами топлива и т. д. Это означает, что отрасль имеет хорошие перспективы для развития и те государства, которые обладают достаточными запасами природного газа будут это использовать в ближайшие годы.
Чоу убежден, что Украина имеет значительный потенциал не только обеспечить себя газом собственной добычи, но и стать его экспортером.
“Собственный газ – это, во-первых, энергетическая безопасность страны, а, во-вторых, реальная возможность стать привлекательным активом, а не обузой для ЕС. Для роста газодобычи нужны стабильные, прозрачные и простые регуляторные условия, а также успешные проекты отечественных компаний. Это будет хорошим сигналом для иностранных инвесторов”, – отметил Эдвард Чоу
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко убежден, что существенным стимулом для Украины добывать больше природного газа является “Северный поток-2”. По его словам, если у нас не будет транзита, то схема поставки природного газа и работа газотранспортной системы будет гораздо сложнее, чем сейчас. И именно увеличение объемов добычи газа может быть одним из серьезных вариантов заполнения наших трубопроводов и обеспечения газом потребителей. Вероятно, что содержание украинской газотранспортной системы в полном объеме не будет иметь смысла, поэтому необходимо оставить часть ГТС для обслуживания внутренней добычи и поставок газа из стран ЕС. Этот вопрос, что в ближайшее время предстанет перед государством.
“Nord Stream 2 – с одной стороны это плохо, потому что отбирает у нас серьезные объемы транзита и дохода, а с другой стороны – это хорошо, поскольку будет служить стимулом для нашей власти и нашего правительства создавать надлежащие условия для роста собственной газодобычи. Потому что другого пути у нас нет “, – отметил Владимир Омельченко.
Украинские газодобытчики готовы инвестировать в сектор и наращивать добычу газа. Об этом свидетельствует активность на рынке, который начинает приходить в себя после прошлогоднего кризиса.
“Нынешние благоприятные цены на газ, несомненно, будут стимулировать инвестиционную деятельность. Очевидно, это временная ситуация, ведь рынке газа присуща высокая волатильность, кратковременные периоды высоких и низких цен. Тренд низкой цены оказался довольно длинным. А мгновенного наращивания газодобычи не бывает. Во-первых, нефтегазодобывающий бизнес является инертным, а также довольно рискованным и по статистике только каждый третий скважина в нашей стране является успешной. А во-вторых, из-за особенностей разработки месторождений и оформления всех разрешительных процедур, первые коммерческие приливы газа компании смогут получить не раньше, чем через год-полтора с момента принятия инвестиционного решения о бурении скважины. Для газодобытчиков чрезвычайно важным является стабильность и предсказуемость в секторе, а также отсутствие дополнительных налогов и обременений”, – сказал исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Артем Петренко.
Он также отметил, что на сегодня достаточно актуальным является урегулирование вопроса диоксида углерода как в добывающих так и в других отраслях промышленности. Государство должно создать предпосылки для успешной реализации глобальных проектов, предусматривающих полный цикл обращения с СО2, включая изъятие и утилизацию. Учитывая, что такие проекты есть высокозатратным и большинство из них находится на стадии изучения и экспериментального внедрения, нужны законодательные предпосылки реализации таких проектов – стимулы и урегулирования, техническая и экологическая экспертизы, миллиардные инвестиции и поддержка международных партнеров. (uaprom.info/Транспорт Украины и мира)