Партии украденного украинского зерна доставляются из оккупированного Крыма в порты Сирии и Турции с помощью не менее 10 балкеров и грузовых судов под флагами России и Сирии. Об этом свидетельствует расследование Lloyd’s List, передают “Порты Украины”.
Подозрительные объемы экспорта зерна из Крыма резко выросли после вторжения России в Украину в феврале, сообщила изданию украинская журналистка проекта SeaKrime Екатерина Яресько, отслеживающая незаконное судоходство с 2016 г.
Данные отслеживания судов свидетельствуют о подозрительной активности вокруг Крыма, откуда происходит отгрузка зерна в течение последних восьми недель. Многие суда применяли обманчивые методы судоходства, отключая транспондеры на некоторых отрезках рейсов, что помогает скрыть происхождение и назначение груза.
Из захваченных Россией территорий Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей зерно перевозится в порты аннексированного Крыма. Эти факты свидетельствуют о спутниковых снимках, а также подтверждает Яресько.
На спутниковых снимках, полученных в ходе расследования Радио Свобода, также зафиксирована загрузка судов в крымских портах. Как выяснилось, в настоящее время суда выключали AIS.
По данным Яресько, основными портами такой незаконной деятельности являются оккупированные Севастополь, в том числе зерновой терминал “Авлита” и Керчь. Другие оккупированные крымские порты Евпатория и Ялта закрыты, а деятельность в Феодосии недавно замедлилась, возможно, из-за запланированных ремонтных работ.
В середине мая Госдепартамент США предупредил 14 стран о перевозке угнанных украинских грузов тремя привлеченными хендисайзами под флагом России: Matros Koshka, Matros Pozynich и Mikhail Nenashev. Зарегистрированным владельцем всех трех судов является российская компания “Кран Марин Контрактор” (Астрахань). Дедвейт каждого судна составляет более 28 тыс. тонн.
По информации New York Times, большая часть зерна, вероятно, направлялась в Африку.
Нет исчерпывающего списка судов, подозреваемых в перевозке украденного украинского зерна, но Lloyd’s List собрал названия судов, связанных с вероятной торговлей. Среди них – Matros Koshka, Matros Pozynich, Mikhail Nenashev, Nadezhda, Vera, Fedor, Sormovskiy 48 – под флагом России и Finikia, Souria – под флагом Сирии.
Все суда демонстрируют уклончивый режим плавания, выключая свою AIS либо при входе в Черное море, либо приближаясь к Керченскому проливу или движению через Керченский пролив, свидетельствуют данные отслеживания судов Lloyd’s List Intelligence.
Затем суда снова включают сигнал вблизи Керченского пролива, известного как стоянка Кавказ или во время пути к проливу Босфор. Вероятно, суда заходят в порты Севастополь и Керчь, когда у них отключены AIS.
К примеру, судно Matros Koshka стало активным к югу от Керченского пролива 24 мая после того, как 18 мая отключило сигнал во время пребывания в Черном море. Балкер пришел в Кипр, прежде чем снова выключить AIS 30 мая. После этого судно было замечено 8 июня у побережья Ливана.
Считается, что балкер под флагом России связан с санкционированной США российской государственной корпорацией ОСК, но не владеет непосредственно судном, поэтому оно не подпадает под санкции.
В противном случае судно Finikia исчезло с радаров в Черном море 10 мая и включилось примерно через четыре дня. Балкер вошел в турецкий порт Сариссеки 24 мая и прибыл в Латакию 30 мая. Судно принадлежит правительству Сирии. С 2015 г. оно подпадает под санкции Управления финансов США по контролю за иностранными активами.
Ранее Министерство иностранных дел Украины предупредило страны-потребители, что партии зерна, которые продает Россия, могут частично или полностью содержать украденное зерно, добытое мародерством российских военных в Украине.
В мае во время встречи с главным советником Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Ялчином Топчу и главой комиссии по вопросам национальной обороны Большого национального собрания (парламента) Турции Фейзи Бердибеком в Анкаре, украинская делегация передала список балкеров, которые, в частности, краденую пшеницу из Херсона через Севастополь в порты Турции и пытались продать Турции, Сирии и Египта.
По информации украинского правительства, российские орки уже похитили по меньшей мере 400-500 тыс. тонн зерна на сумму свыше $100 млн. При этом почти все суда с зерном, выходящие из порта Севастополь в аннексированном Россией Крыму, загружены украденной украинской продукцией.
В МИД также заявили, что конкретных договоренностей о проведении четырехсторонних переговоров с участием Украины, РФ, Турции и ООН по решению вопроса о вывозе зерна из заблокированных российскими войсками портов пока нет. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)