Из года в год разрыв между полученными доходами от продажи билетов и расходами “Укрзализныци” растут, и сейчас приближаются к критическому показателю. Об этом сообщает ЦТС.
Сейчас реальные убытки пассажирского сегмента превышают 22-23 млрд. грн., а бизнес, за счет которого покрывают эти убытки, уже не имеет запаса прочности и не способен вытягивать на себе это бремя. Поэтому нужно как можно скорее реформировать пассажирский сегмент.
“До начала поаномасштабного вторжения убыточность сегмента варьировалась на уровне 13 млрд. грн. Но в последние годы ситуация ухудшилась: в 2023 г. прямые чистые убытки оценивались уже в 15 млрд. Показатели прошлого года пока не объявлялись, но, исходя из открытых данных, можно делать предположение об убыточности около 17-18 млрд. грн. “Бумажные” убытки дополняются скрытой “субсидией” на плату за доступ к инфраструктуре, которая пока на справляется, но станет обязательным элементом расходов. С учетом этого фактора, реальные убытки пассажирского сегмента превышают 22-23 млрд. грн.”, – указывает издание.
Пассажирские перевозки “Укрзализныци” уже много лет работают по модели, которая себя полностью исчерпала, подчеркнули в ЦТС. Основная проблема – хроническая убыточность, которая тянет вниз не только пассажирский сектор, но и грузовые перевозки и всю железнодорожную инфраструктуру страны. В этом подходе нет ни экономической логики, ни перспектив для развития.
“Главная задача – пассажирские перевозки “Укрзализныци” должны быть конкурентоспособными и самоокупаемыми. Скоростные Интерсити и международные маршруты приносят доход, но их прибыли недостаточно, чтобы покрыть даже свои инвестиции в модернизацию, ведь доход просто размывается на поддержку убыточных пригородных и междугородных перевозок. Грузовой же сегмент, который вынужденно субсидирует пассажирские перевозки, уже не имеет того запаса прочности, который был до войны и не может самостоятельно нести это бремя на себе”, – отмечают в Центре.
Правильная ценовая политика, гибкий подход, добавление скорости и комфорта способны превратить пассажирские перевозки в прибыльный сегмент, отметил в комментарии ЦТС министр инфраструктуры Украины 2016-2019 гг. Владимир Омелян.
“Первоочередной задачей является изменение самого подхода к управлению пассажирским сегментом на уровне Наблюдательного совета и менеджмента. Нужно введение четкой бизнес-стратегии с определенными KPI: сокращение общей убыточности и повышение доходов в перспективных сегментах. Что же касается социальных перевозок, то здесь должны работать другие механизмы: если государство или органы власти предоставляют льготу, они должны обязательно компенсировать перевозчику недополученный доход от перевозки”, – резюмирует Центр. (rbc.ua)