В I полугодии железными дорогами Украины перевезено около 27,7 млн. т транзитных грузов, что больше показателя соответствующего периода прошлого года на 17,4%. В общей структуре железнодорожных грузоперевозок доля транзитных грузов составляет 12,3%.
Основу транзитного грузопотока составляют нефть и нефтепродукты (33,3% общих объемов), железная и марганцевая руда (21,8%), каменный уголь (16%), химические и минеральные удобрения (10,4%), химикаты (5,7%) и черные металлы (4,6%).
Важнейшие транзитные потоки формируются в Российской Федерации (63,4%), Казахстане (19,7%) и Беларуси (6,2%). В I полугодии 2011 г. транзит грузов увеличился по всей номенклатуре. В частности, на 112,8% увеличились перевозки железной и марганцевой руды, на 16,3% – нефти и нефтепродуктов, на 60,1% – цветной руды и серного сырья, на 130,4% – автомобилей, на 9,4% – химических и минеральных удобрений.
Согласно украинским СМИ, с учетом более долгосрочной ретроспективы этот рост нельзя назвать существенным, учитывая, что по итогам 2010 г. он составил всего 2,7% – до 46,7 млн. т, а в 2009 г. объем транзита упал на 35% – до 45,4 млн. т. Рост транзита обусловлен исключительно рыночной конъюнктурой, т. е. расширением спроса на перевозки со стороны металлургических предприятий.
Транзитные перевозки для “Укрзализныци” (“УЗ”) крайне выгодны – их рентабельность в 2-2,5 раза выше обычных, так как тарифы на них устанавливает сама “УЗ”, а не Кабинет министров Украины. Однако доля транзита в общем объеме грузооборота монополии не превышает 10% и, по мнению экспертов, в ближайшие годы вряд ли сильно вырастет, а Украине необходимо задуматься не только о снижении тарифов, но и об упрощении таможенных процедур и развитии сети специализированных терминалов на территории страны.
В текущем году “УЗ” сосредоточилась на подготовке к чемпионату по футболу “Евро-2012” и оптимизации документооборота в грузовых перевозках. Акцентируется внимание и на модернизации тягового состава, а транзит пока не является приоритетом. У “УЗ” все еще нет взаимопонимания с Государственной таможней Украины (ГТУ), что также тормозит развитие транзита. В 2010 г. Кабинет министров решил вернуть “УЗ” статус таможенного перевозчика, которого она лишилась в 2005 г. Руководство “УЗ” заявляло, что в 2004 г. объем перевозок вырос в 1,7 раза, но через год без специального статуса таможенного перевозчика упал в 2,7 раза. Однако для получения таможенной лицензии необходимо согласовать с ГТУ условия лицензирования – там опасаются, что железнодорожная компания снова не сможет гарантировать сохранность грузов.
В “УЗ” признают, что объем транзитных перевозок мог быть гораздо большим, однако из-за экономической нестабильности снизились объемы транзита зерна и продуктов помола (на 51,7%), цветных металлов и изделий из них (на 42%), черных металлов (на 37,4%), соли (на 29,2%) и химикатов (на 1,7%).
Падение транзита зерновых обусловлено временным запретом России на экспорт зерна, введенным 15 августа 2010 г. (из-за резкого снижения урожая) и отмененным только 1 июля текущего года. Снижение транзита продукции из черных и цветных металлов через Украину вызвано в первую очередь ростом их потребления на внутреннем рынке России и, соответственно, падением российского экспорта этой продукции (в I полугодии 2011 г. совокупный экспорт российской стали сократился на 13% при росте производства на 3%).
Рост транзита российского железорудного сырья через Украину связан с тем, что часть объема, который ранее поставлялся на украинский рынок, была переориентирована на другие рынки. После вхождения Мариупольского металлургического комбината им. Ильича в состав российской группы “Метинвест” предприятие отказалось от импорта железорудного сырья. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)