Строительство сухого порта на границе с Польшей является коммерчески интересным даже без государственной поддержки проектом и окупается в течение 5 лет, подсчитали в Киевской школе экономики (KSE). При этом, как отметил доцент KSE Олег Нивьевский в Telegram, в условиях блокирования работы черноморских портов создание перегрузочных терминалов на границе с ЕС становится особенно актуальным.
“Жизнеспособным вариантом стратегии для проекта является обеспечение не менее 50% годовой загрузки элеватора собственным зерном, что предполагает развитие внутренней торговли. Это обеспечит прибыльность терминала. Проект может быть интересным для зернотрейдеров, которые способны обеспечить часть или даже всю годовую загрузку терминала собственным зерном”, – подчеркнул он.
Исследователи KSE предположили, что зерновой терминал может быть расположен на границе Украины и Польши вблизи основных транспортных артерий, таких как автомагистраль и железная дорога с двумя типами колеи: узкой и широкой, – и в то же время близко к основным производителям зерна в регионе.
Терминал мощностью хранения 20 тыс. тонн (14 силосов на 1400 тонн и 2 силоса на 500 тонн) с доработкой зерна, как ожидается, должен переваливать около 500 тыс. тонн зерновых и масличных культур в год.
Расчеты KSE показали, что инвестиции, необходимые для реализации проекта, составят $12,55 млн. На строительство терминала уйдет 2 г. За счет средств проекта также запланированы реинвестиции для замены железнодорожных шпал каждые четыре года с затратами, эквивалентными 40% от стоимости строительства железнодорожного пути. Через 10 лет активная часть оборудования будет обновлена.
Показатели эффективности проекта при вложениях на уровне $2,994 млн. позволяют рассчитывать на внутреннюю норму рентабельности в 17% годовых при индексе доходности в 1,28, что позволит выйти на срок окупаемости в 5,1 г. или дисконтированный срок окупаемости в 10,9 г.
Прогнозируемый чистый доход от реализации терминала может достигнуть $4,58 млн. в 2026 г. (в случае запуска в третьем квартале 2025 г.), а маржа чистой прибыли (чистая прибыль/чистый доход) составит 32%. Средняя прогнозируемая рентабельность чистой прибыли составляет 38%, рентабельность по показателю EBITDA – 58%, посчитали эксперты. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)