При строительстве и реконструкции аэропорта “Борисполь” использовано неэффективно и с нарушением законодательства 3,7 млрд. грн. Об этом говорится в сообщении Счетной палаты Украины.
“Счетная палата провела аудит эффективности использования средств государственного бюджета на развитие международного аэропорта “Борисполь” в 2009-2012 гг. и констатировала, что государственная программа его развития до сих пор отсутствует. Финансирование строительства и реконструкции аэропорта за счет бюджетных средств в течение указанного периода осуществлялось в рамках государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу”, – говорится в сообщении Счетной палаты.
Отмечается, что прогнозные показатели мероприятий этой программы (в том числе их количество и стоимость) постоянно менялись без надлежащего нормативно-правового и финансового обоснования, практически в ручном режиме. При этом ни разу не были учтены реальные потребности рынка авиаперевозок.
Мининфраструктуры Украины (до июля 2012 г. – Минтранссвязи) и Укревроинфрапроект как главные распорядители бюджетных средств по этому направлению не привлекали частных инвестиций. В результате единственным источником финансирования развития аэропорта стали средства госбюджета и кредит Японского банка, взятый под гарантии правительства еще в 2005 г.
Аудитом установлено, что из-за недостаточного контроля со стороны указанных учреждений 3,7 млрд. грн. были использованы неэффективно и с нарушением законодательства. Например, необоснованная корректировка проекта строительства терминала “D” путем увеличения его пропускной способности вдвое и строительство в нем отдельной зоны для VIP-персон привели к увеличению долговых кредитных обязательств аэропорта на 2,6 млрд. грн. Между тем для обслуживания VIP-персон и официальных делегаций хватало мощностей терминала “С”.
“Масштабные инвестиции, направленные на развитие аэропорта, оказались экономически необоснованными. После проведения в Украине чемпионата Евро-2012 загруженность аэропорта составляет всего 32%. Стоимость перевозок растет, а конкурентоспособность аэропорта, который относится к объектам, имеющим стратегическое значение для экономики страны, обеспечивает около 65% авиационных пассажирских перевозок страны, в том числе 62% международных, снижается”, – отмечает Счетная палата.
Коллегия Счетной палаты отметила, что такая ситуация создает риски непогашения аэропортом кредитных обязательств, которые на сегодня составляют около 4,3 млрд. грн. В дальнейшем это может привести к перекладыванию этих обязательств на государственный бюджет. (Aex.ru/Транспорт в Украине, СНГ, мире)