Украинский пассажирский автомобильный транспорт требует масштабного обновления подвижного парка – лишь 44% от общего количества автобусов соответствуют нормам безопасности для перевозки пассажиров.
В Украине 20300 пассажирских автоперевозчиков – они имеют 85700 автобусов. Из них критической изношенности достигли 200 автобусов, которые эксплуатируются более 34 лет, 1200 – от 29 до 33 лет, 3600 – от 24 до 29 лет, 7900 – от 19 до 24 лет. Средней износ – 16100 автобусов от 14 до 19 лет. Частично соответствуют нормам безопасности 19000 транспортных средств – это автобусы от 8 до 13 лет. И полностью соответствуют нормам только 37700 автобусов, эксплуатируемых до 8 лет, а это лишь 44% от общего количества транспортных средств.
При этом, по оценкам экспертов, количество автобусов, которые используются для пассажирских перевозок без получения надлежащих разрешительных документов, может достигать более 160 тыс. Такие “нелегальные” перевозчики не обеспечивают необходимого уровня комфорта и безопасности, а также все чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за низкого профессионального уровня водителей, ненадлежащих условий их труда, неудовлетворительного состояния транспортных средств и невыполнения требований относительно условий перевозки пассажиров.
Даже при таких условиях автотранспорт остается востребованным при пассажирским перевозкам – в 2012 г. лицензированными автобусами перевезено 3448700000 пассажиров. Поэтому потребность в новых средних автобусах составляет 4300 единиц, в больших – 8300, очень больших – 10800.
Чтобы помочь перевозчикам в обновлении подвижного состава, а для пассажиров ввести гарантию безопасных поездок автобусами, Мининфраструктуры готовит ответные меры в рамках изменений законодательства о деятельности автомобильного транспорта. В частности, как сообщалось ранее, Мининфраструктуры предоставило правительству предложения по компенсации процентной ставки банковских кредитов перевозчикам на приобретение новых автобусов отечественного производства.
Программой активизации развития экономики Украины предусмотрены условия для увеличения инвестиционных возможностей, создание условий для закупки подвижного состава. “Сейчас Мининфраструктуры сотрудничает с Минфином по снижению процентной ставки и частичной компенсации процентов при обновлении транспортных средств”, – рассказал первый заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко во время своего выступления на коллегии Мининфраструктуры, состоявшейся 5 апреля.
По словам Константина Ефименко, результатами введения новых нормативных актов, в частности, проекта Закона “Об автомобильном транспорте” для государства станет устойчивое развитие отрасли, совершенствование правовых основ деятельности, организация транспортной сети пассажирских маршрутов, защита окружающей среды, гармонизация с европейским законодательством, для населения – это прежде всего безопасность перевозок, социальная защищенность и стабильность тарифов на перевозку, для перевозчиков – прозрачные правила допуска на рынок.
Кроме того, в проекте Закона Украины “Об автомобильном транспорте” содержатся требования, способствующие работе автоперевозчиков исключительно в правовом поле – то есть уменьшению количества автоперевозчиков, работающих без соответствующих лицензий, деятельность которых негативно влияет не только на безопасность перевозок, но и на экономическую составляющую работы автоперевозчиков, работающих с соблюдением требований законодательства. “Законом усилена ответственность перевозчиков. Ведь не лицензированные перевозчики используют транспортные средства, не соответствующие нормам безопасности – чаще всего это переоборудованные из грузовиков авто, у которых либо некачественные крепления пассажирских сидений, или которые в отдельных случаях даже не оборудованы согласно требованиям безопасности для перевозки пассажиров. Такие перевозчики не позволяют стабильно развиваться легальным перевозчикам, которые готовы обновлять парк, осуществлять отчисления в бюджет”, – отметил министр инфраструктуры Владимир Козак во время Коллегии Мининфраструктуры. Министр отметил: способствовать выведению рынка перевозок из тени нужно не только административными мерами, но в первую очередь через налаживание диалога и сотрудничества непосредственно с так называемыми “нелегалами”, областными администрациями и общественными организациями.
Легализации перевозок могут помочь благоприятные условия для объединения и укрупнения перевозчиков. Например, на сегодня по одному автобусу имеют 12900 перевозчиков, от 2 до 9 автобусов – 6,3 тыс. перевозчиков, от 10 до 49 транспортных средств – 900 перевозчиков, от 50 до 99 автобусов – 100 перевозчиков, от 100 и более – 100 перевозчиков. По мнению специалистов Мининфраструктуры, “мелкие” перевозчики также не способны обеспечить в полной мере безопасность перевозок: прохождение предрейсовых медосмотра водителей и техосмотра транспортных средств, повышение квалификации персонала.
Кроме того, для безопасности пассажиров обязательными станут оборудование автобусов тахографами и ремнями безопасности, а для водителей планируется ввести специальное обучение. “На сегодня уже разработаны и проходят согласование в заинтересованных ведомствах нормативные документы, предусматривающие технические требования к транспортным средствам, которые осуществляют пассажирские перевозки. Это требования и по ремней безопасности, крепления, сидений, расстояния между сиденьями, выходов при аварийных ситуациях и т. д.”, – рассказал Владимир Козак.
Поэтому Мининфраструктуры видит своей первоочередной задачей в области автомобильного транспорта создать с помощью нового Закона “Об автомобильном транспорте” условия для функционирования конкурентной среды, повышение эффективности и безопасности перевозок. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)