Украинские порты в I квартале увеличили на 17% объемы перевалки контейнеров, сохранив самую большую долю в общем объеме груженых контейнеров среди стран Черноморского региона. Об этом пишет “Коммерсант-Украина”.
В I квартале черноморские контейнерные терминалы Украины, России, Румынии, Грузии и Болгарии существенно увеличили объемы перевалки груженых контейнеров – на 14,8%. Об этом свидетельствуют данные компании Informall (исследование не включает Турцию). Общий грузооборот терминалов региона составил 432,4 тыс. TEU (20-футовый контейнер). Такой рост стал возможен благодаря Украине (Одесский и Ильичевский порты) и России, которые увеличили объемы перевалки на 17,13% (139,4 тыс. TEU) и 21,82% (125 тыс. TEU) соответственно. При этом лидер прошлого года по темпам роста – Грузия – нарастил объем перевалки всего на 3,5% до 51 тыс. TEU.
В прошлом году именно из-за падения темпов роста перевалки контейнеров в Украине Черноморский регион показал не самые лучшие результаты. Общий грузооборот стран составил 2,41 млн. TEU – это всего на 3,13% больше, чем в 2011 г. Между тем в 2011 г. рост был значительно выше: 23,99% в сравнении с объемами 2010 г. В прошлом году показатели Украины выросли всего на 0,73%, а Румынии – и вовсе упали на 4,63%. Участники рынка объясняли тогда плохие результаты работы украинских терминалов затянувшимся мировым кризисом, а также высокими портовыми ставками и таможенными проволочками в Украине.
Повышение объемов переработки контейнеров в этом году обусловлено в первую очередь увеличением экспорта из Украины и Румынии, а также импортом в Россию, объясняют в Informall. Экспорт вырос благодаря увеличению объемов перевалки контейнеров с зерном, отметил начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков. В I квартале объемы выросли в 4,5 раза до 4,99 тыс. контейнеров с зерном, заявлял на “Зерновом форуме – 2013” в Одессе заместитель директора департамента экономического развития и аграрного рынка Минагрополитики Сергей Петренко. Через Ильичевск прошло 702 таких контейнера, через Одесский порт – 4,29 тыс.
Доля Украины в переработке груженых контейнеров по-прежнему самая большая – 32,24%, но с конца прошлого года (32,66%) она немного снизилась. За Украиной следуют Россия (28,92%), Румыния (19,46%), Грузия (11,83%) и Болгария (7,56%). При этом из всех стран свою долю смогла нарастить только Россия (по итогам 2012 г. она составляла 26,67%). Крупнейшими контейнерными терминалами остаются румынский DPW в Констанце (доля – 18,68%) и украинский “ГПК Украина” в Одессе (16,06% против 13,64% по итогам 2012 г.). Самые крупные контейнерные линии региона – MSC (24,5%) и Maersk (18,79%).
В этом году рынок Черноморского региона может вырасти на 4% до 2,5 млн. TEU, прогнозировали ранее в Informall. Йеспер Педерсен считает, что в Украине по итогам 2013 г. возможно увеличение контейнерного экспорта более чем на 20-30%. “Рост импорта будет несколько меньше. В целом похоже, что тенденция роста перевалки будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет девальвация”, – сообщил Педерсен. (РБК-Украина/Транспорт в Украине, СНГ, мире)