Министерство транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) намерены пересмотреть подход к организации пассажирских перевозок после инцидента с теплоходом “Полесье-8”, чтобы свести к минимуму риск новых трагедий на речном транспорте. Об этом сообщает пресс-служба министерства по итогам совещания по вопросу обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях РФ, состоявшегося в Омске под председательством заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского.
В совещании приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, а также руководители и капитаны речных бассейнов Росморречфлота, территориальных органов Ространснадзора, представители судоходных компаний, отраслевых ассоциаций, администрации Омской области и субъектов РФ, расположенных в Обь-Иртышском бассейне.
Участники совещания обсудили вопросы контроля и надзора на речном транспорте в контексте чрезвычайного происшествия.
Виктор Олерский отметил, что вопрос безопасности судоходства крайне актуален. В стране 100 тыс. км внутренних водных путей, более 30 тыс. ед. речного транспорта. “Давать оценку причин катастрофы пока преждевременно, но однозначно можно сказать о важности человеческого фактора”, – сказал Виктор Олерский.
Александр Касьянов сообщил, что в 2013 г. Госморречнадзор выявил 520 нарушений, касающихся правил плавания на внутренних водных путях. Размер штрафных санкций составил 403 тыс. руб. “Это составляет в среднем 780 руб. за одно нарушение, что значительно ниже штрафов, налагаемых за нарушение правил дорожного движения. Такие меры не могут быть действенным механизмом регулирования”, – отметил руководитель Ространснадзора. По его мнению, важно, чтобы сами судоходные компании уделяли должное внимание системам управления безопасности, не ограничиваясь формальным подходом.
Александр Давыденко сообщил, что на каждое крупное чрезвычайное происшествие приходится до 200 тыс. мелких нарушений, которые выявляют контролирующие органы. Чтобы свести к минимуму риск новых речных трагедий, Минтранс и Росморречфлот намерены пересмотреть сам подход к организации пассажирских перевозок. Будет создан единый реестр капитанов и судоводителей. Для решения кадровых проблем Минтранс направит в Минобороны предложение о введении отсрочек для молодых речников.
По итогам совещания принято решение о внесении изменений в ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение безопасности плавания пассажирских судов и повышения ответственности и квалификации командного состава судов. В частности, внесены предложения о внесении изменений в положение о минимальном составе экипажа судна внутреннего водного транспорта, о дипломировании членов экипажей судов. Кроме того, отмечена необходимость разработки и совершенствования программ подготовки и повышения квалификации экипажей скоростных судов, выработки нового целевого фактора, основанного на данных о персонале, создания баз данных командного состава и другие.
С августа 2012 г. система государственного портового контроля введена в отношении судов речного флота. В систему включены 15 администраций речных бассейнов, обеспечивающих инспектирование судов внутреннего водного транспорта на всем протяжении судоходных путей Российской Федерации. По итогам 2012 г. проведено 7096 инспекций, из них 44% (3108 инспекций) – с замечаниями, оформлено 455 случаев задержания судов. С начала навигации 2013 г. проведено 9743 проверки судов, в том числе 766 проверок пассажирских судов, выявлено на пассажирских судах 2364 замечания, 57 серьезных нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание пассажирских судов. В том числе в Обь-Иртышском бассейне с начала навигации 2013 г. проведено 113 проверок пассажирских судов, выявлено 133 замечания, 7 серьезных нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание пассажирских судов.
С 1 января 2014 г. вступит в силу п. 1 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта об аттестации Федеральным агентством морского и речного транспорта: капитанов пассажирских судов, наливных судов, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов. В настоящее время подготовлен приказ Минтранса России “Об утверждении Положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания”, который готовится к подписанию министром транспорта.
Днем 17 августа на 1843-м км р. Иртыш, в 10 км от Омска, произошло столкновение пассажирского теплохода на подводных крыльях “Полесье-8” и несамоходной баржи. По данным Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, в результате аварии погибли 6 человек и 43 человека получили ранения. (PortNews/Транспорт Украины, СНГ, мира)