Производители и импортеры автомобилей в России должны платить одинаковые утилизационные сборы с 2014 года.
Соответствующий закон, лишающий российских автопроизводителей привилегий по уплате утилизационного сбора, окончательно принят Госдумой. В настоящее время годовые поступления в федеральный бюджет от взимания утилизационного сбора составляют около 54 млрд. рублей. За счет введения сбора для отечественных производителей доход федерального бюджета ориентировочно увеличится еще на 148,5 млрд. рублей в год, из них с легковых автомобилей – на 68,5 млрд. рублей. Таким образом, суммарный объем поступлений в бюджет от взимания утилизационного сбора составит 202,5 млрд. рублей в год.
Принятый закон должен был урегулировать претензии Евросоюза и других стран-экспортеров автомобилей о нарушении Россией правил Всемирной торговой организации. Но принятые Госдумой исправления недостаточны для прекращения разбирательства в ВТО, отмечает газета «Ведомости». Еврокомиссар Карел де Гюхт ранее заявил, что ЕС отзовет свой запрос, если Россия отменит сбор или сделает схему его взимания, не зависящей от производителя машины и объема двигателя, назвав эти показатели «очевидно дискриминационными мерами».
Принятый закон устанавливает, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются правительством России, а размер сбора устанавливается с учетом года выпуска автомобиля, его массы и других физических характеристик, влияющих на стоимость утилизации, сохраняя существующий порядок.
У Евросоюза есть и другие претензии к утилизационному сбору, которые не снимает принятый законопроект, признавал чиновник Минэкономразвития: ЕС не нравится, что сбор для старых автомобилей значительно выше, чем для новых, а также существенно различается в зависимости от объема двигателя и массы (для грузовых автомобилей).
Если претензии будут признаны правомерными, а Россия не отменит дискриминационные меры, ЕС получит право ввести компенсационные меры в отношении российских товаров – например, повысить пошлины, чтобы компенсировать ущерб, который понесли европейские производители за время действия сбора. За год с момента введения утилизационного сбора в сентябре 2012 года доходы бюджета от него составили 51,6 млрд. рублей.
Сейчас около 370 предприятий российского автопрома вместо уплаты утилизационного сбора взяли обязательства утилизировать выпускаемые машины. Среди них – «АвтоВАЗ», «КамАЗ», УАЗ и ГАЗ. Правительство рассматривает систему мер для сохранения конкурентоспособности отечественного автопрома, говорили ранее в Минпромторге.
Год назад на введение утилизационного сбора сильнее всего отреагировал рынок грузовиков, для которых минимальная ставка составляет 150 тысяч рублей. Цены на легковые автомобили ощутимо не повышались из-за высокой конкуренции при снижающемся спросе на рынке. При равных условиях, когда платить сбор придется и импортерам, и производителям, цены постепенно поднимутся. По мнению участников украинского автопрома, это позволит им восстановить утраченные из-за утилизационного сбора позиции и повысить конкурентоспособность на российском рынке. (autocentre.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)