Конфискат на колесах начал уходить с молотка совсем недавно, но уже есть постоянные, регулярные участники аукционов.
Раз за разом поднимая изначальную стоимость на 5 процентов, они взвинчивают стоимость машины иногда более чем в два раза. Так, к слову, случилось и с первым автомобилем, конфискованным за пьяное вождение. Покупатели говорят, что в зал торгов их приводит желание купить по хорошей цене приличное авто. Реально ли это и не затмевает ли чувство азарта трезвый расчет?
Продать 6 машин за 15 минут
Добраться до территории РУП “Торговый дом “Восточный”, где проходят аукционы, без личного транспорта непросто. Спрятанный на окраине минского микрорайона Уручье, он окружен с одной стороны строительным рынком и лесом – с другой. Нужный вход узнаем по компании оживленно беседующих молодых людей с сигаретами в руках. Всех их увидим позже в зале с табличками-номерами.
Торги прошли быстро – всего за 15 минут. Никаких долгих пауз и раздумий, безэмоциональное “Продано”. Как говорят сами участники аукциона, каждый пришел с расчетом на определенную цену и выше уже “не прыгнет”. И, как правило, информация о планке каждого между собой уже давно обговорена. Поэтому сделка проходит без особых эмоций и неожиданных поворотов.
Евгению Рощенкову сегодня не повезло. Лот, к слову, самый популярный на этом аукционе, Volkswagen Multivan, достался его соседу в зале – парню, с которым он познакомился, когда оформлял заявку на участие в аукционе. Ставка Евгения была предпоследней. Он знал, какой суммой располагает покупатель-конкурент, и уступил. До этого 14 участников, которые также пришли сегодня ради этого лота, “разогнали” цену машины 1992 года выпуска с 26 до 48 миллионов рублей. Звук удара молотка поставил точку в торгах. Говорить о своей покупке покупатель отказался. Как, впрочем, и большинство остальных участников этой процедуры.
Зато Евгений охотно рассказал, что пришел с намерением купить Volkswagen. Занимается спортом, и однажды уже приобрел на торгах машину для соревнований. Живет недалеко, поэтому частенько наведывается узнать о “новинках”, выставленных на аукцион. Сегодняшний лот требовался, чтобы было на чем возить предыдущий. Ничего странного в покупке конфиската не видит. Говорит, разницы нет, откуда автомобиль. Это, мол, просто металл.
Выигрывает умнейший
Как только в стране начали конфисковывать автомобили у нетрезвых водителей (соответствующие изменения в закон вступили в силу 24 октября), журналисты долго пытались разобраться, как же будут распоряжаться собственностью нарушителей. Ответить на этот вопрос толком тогда не могли ни в Минюсте, ни в ГАИ. Пока пресса искала ответы, схему придумали в ТД “Восточный”: 21 ноября внедрили аукцион по продаже машин, конфискованных в доход государства. Опыт по продаже конфиската у предприятия уже был: авто там продавали методом “свободной реализации”, примерно как обувь в магазине, – покупатель просто приходил, выбирал и платил.
Дмитрий Борткевич, заместитель директора ТД “Восточный”, говорит, что на аукционную форму перешли в первую очередь для того, чтобы увеличить поступление денежных средств в бюджет: момент конкуренции хорошо влияет на конечную стоимость машины. Как правило, она выше изначальной минимум на 5 процентов. Про первые торги мало кто знал. Новое, как правило, воспринимается с опаской, да и на начальные аукционы выставлялось небольшое количество автомобилей. Но постепенно информация распространялась, и сегодня еженедельно по четвергам собирается более 50 человек, а с молотка за один аукцион порой уходит по 10 – 15 машин. Те, которые не продались, выставляют снова. Если они опять не находят покупателя, лот отправляют на переоценку с предложением о снижении стоимости. Как правило, цена в таком случае падает процентов на 15. И машина снова выставляется на продажу.
Занесла нелегкая
Машины на стоянке торгового дома только-только с трассы. К аукциону их никто не чинит, не докрашивает. Конфискованные за правонарушения, совершенные по всей стране, они в ходовом виде осели в Минске, ожидая нового хозяина. “Здесь находятся легковые автомобили, автобусы, грузовые транспортные средства”, – перечисляет Дмитрий. ТД “Восточный” – единственное предприятие, которому передаются на реализацию конфискованные механические транспортные средства. А их с ноября по 31 января поступило 130 штук. Реализовали 71, перечислив в бюджет 2,6 млрд. рублей.
Дмитрий Борткевич отмечает: сегодня из этих авто менее 1 процента составляют конфискованные за повторное вождение в нетрезвом виде. Признается, что изменения в закон скорее сыграли на руку в продвижении информации о торгах, но значительного притока “новых” изъятых автомобилей не произошло: “Не так давно на аукционе был реализован нашумевший Fiat Stilo, а сейчас ожидает своего “выхода” еще один автомобиль, конфискованный по такому же поводу, – Opel Omega, приехал из Кировского района”. В торговом доме подобрать свое авто можно в разных ценовых категориях: на парковке ждут своих будущих владельцев как бюджетные Volkswagen Passat за 20 – 30 млн. рублей, так и эксклюзивные Porsche Cayenne и Porsche Panamera стоимостью 248 млн. и 852 млн. рублей.
Досмотр, осмотр и личное дело
Потенциальный покупатель, перед тем как внести задаток за будущий автомобиль (10 процентов от первоначальной стоимости), может его посмотреть. Тест-драйв, правда, устроить не получится, но заглянуть под капот, проверить работу систем можно. Можно познакомиться и с историей конфискации конкретной модели, изучить акт осмотра транспортного средства. Как правило, большинство автомобилей приходит с таможни. Это машины, конфискованные, например, за контрабанду. Но бывают и авто, изъятые в ходе уголовного дела, за уклонение от уплаты налогов и т.д. “История появления автомобиля у нас редко становится определяющим фактором для тех, кто намеревается его приобрести. Материальная выгода чаще выходит на первый план”, – считает Борткевич.
Общее должно стать доступным
В ТД “Восточный” уверены: участников аукциона может быть намного больше. Вот только не каждый выберется в будний день в Минск, чтобы принять в нем участие. Размышления о максимальном удобстве для потенциальных покупателей привели организаторов к идее о проведении одновременно очных и интернет-торгов, как торгуют Sims 3. “Такой практики (проведение одновременно оффлайн- и онлайн-аукционов) в стране пока нет, по крайней мере, нам такие неизвестны”, – делится планами на будущее заместитель директора торгового дома. А пока, по его мнению, главная задача – создать максимально комфортные условия участия для жителей всех областей и районов. Ведь чем больше покупателей смогут совершить выгодные сделки, тем больше лотов переедет с неуютной парковки торгового дома в хозяйские гаражи. (udf.by/Транспорт Украины, СНГ, мира)