Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) понизила прогноз по совокупной прибыли авиакомпаний по итогам 2014 г. до $18,7 млрд. Согласно предыдущему прогнозу совокупная прибыль авиаперевозчиков в 2014 г. должна была составить $19,7 млрд. Выручка в 2014 г. ожидается на уровне $745 млрд. против $743 млрд., прогнозируемых ранее. Спрос на пассажирские перевозки при этом останется сильным. Также будет наблюдаться рост спроса и на грузовые авиаперевозки, отмечают в IATA.
В качестве основной причины корректировки данных в сторону понижения в IATA называют рост цен на топливо и нестабильность в ряде регионов мира, включая Украину. По прогнозам цена за баррель нефти по итогам 2014 г. достигнет $108, что на $3,5 выше, чем в 2013 г. Стоимость авиационного топлива возрастет до $124,6/баррель, что на $1,7 больше, чем прогнозировалось ранее. В целом расходы авиакомпаний на топливо в 2014 г. составят около $3 млрд. В IATA отмечают, что сейчас расходы авиакомпаний на топливо составляют примерно 30% от общего количества затрат авиаперевозчиков.
Как отмечает глава IATA Тони Тайлер, в целом прогноз IATA на 2014 г., скорее, позитивный. “Наблюдаемый сейчас общемировой рост экономики будет способствовать росту спроса на авиаперевозки, даже несмотря на рост цен на топливо и геополитическую нестабильность в некоторых регионах”, – подчеркнул он. Говоря о геополитической нестабильности, в IATA в первую очередь отмечают ситуацию в Украине. Кроме того, упоминаются проблемы в экономике в некоторых развивающихся странах Латинской Америки, особенно в Бразилии и Аргентине.
Несмотря на все вышеперечисленное, спрос на авиаперевозки будет высоким. Ожидается, что в 2014 г. объем пассажирских перевозок увеличится на 5,8%, что немного меньше, чем IATA прогнозировала ранее (6%), но выше, чем в 2013 г., когда спрос на пассажирские авиаперевозки возрос на 5,3%. Спрос на грузовые авиаперевозки в 2014 г. возрастет на 4%, что почта в два раза больше, чем прогнозировалось ранее (2,1%).
По предварительным данным, наибольшую совокупную прибыль по итогам 2013 г. получат авиакомпании Северной Америки – $8,6 млрд., на $300 млн. больше, чем прогнозировалось ранее. В Азиатско-Тихоокеанском регионе прибыль авиаперевочзиков достигнет $3,7 млрд. Это на $400 млн. меньше прогнозируемого результата. Спад объясняется замедлением темпов роста экономики в ключевых для региона странах – Китае, Индии и Индонезии. Однако рост будет обеспечен благодаря росту спроса на грузовые авиаперевозки, поскольку именно на этот регион приходится наибольшая доля мирового грузового авиарынка. Небольшой спад относительно прогнозов ожидают европейские авиакомпании (-$100 млн.) – совокупная прибыль по итогам года должна достичь $3,1 млрд. Это, однако, более чем в два раза выше показателей 2013 г., когда совокупная прибыль европейских авиаперевозчиков составила $1,2 млрд. На Ближнем Востоке ситуация схожа с европейской. Совокупная прибыль по итогам года ниже прогнозируемой ранее (на $200 млн.), но на $1,6 млрд. выше уровня прошлого года. Она в 2014 г. должна достичь отметки $2,2 млрд. Латиноамериканские авиаперевозчики получат прибыль в $1 млрд., что на $500 млн. ниже прогноза, но тем не менее более чем в два раза выше показателя 2013 г., когда совокупная прибыль составила $400 млн. Для стран Африки прогноз не изменился – $100 млн. (“Авиатранспортное обозрение”/Транспорт Украины, СНГ, мира)