Популярный стереотип: все большие чиновники передвигаются исключительно в бронированных лимузинах с “мигалками”, а их водители – сотрудники спецслужб в штатском. А как на самом деле?
Корреспондент “РГ” побывал в одном из главных спецгаражей – на “Транспортном комбинате “Россия”. Президентским транспортникам – 95 лет.
Создавал эту автобазу в 1919 году Ленин. Ездили тогда на “Линкольнах”, “Роллс-ройсах”, “Мерседесах” и “Фордах”.
Базируется она на своем историческом месте в центре Москвы на Каретном Ряду. В 60-е годы прошлого века приросли четырехэтажным автокомбинатом на Профсоюзной. Сегодня в комбинате в общей сложности 700 машин и 1,5 тыс. сотрудников.
Чтобы не запутать читателя: высшие чиновники, которым положена государственная охрана, передвигаются на машинах ФСО. А те, кому охрана не положена, – в основном на автомобилях комбината “Россия”. Прежде всего это сотрудники администрации президента и аппарата правительства. Есть еще два автопредприятия (возят чиновников, депутатов, сенаторов и кремлевских врачей), подведомственных Управделами президента РФ.
Логично предположить, что их автопарк – сплошь роскошные иномарки представительского класса. Отнюдь. Десятки машин – “Форд-Фокусы” выпуска 2008-2010 годов. Хотя есть и солидные BMW: 740 и 750Li, 523i и 525iA. Класс машины зависит от важности перевозимого лица.
Впрочем, если человеку по статусу положен BMW 5-й серии, а ему позарез на свадьбу (проведение свадеб спб налажено хорошо !) нужна седьмая серия, то можно позволить себе и такой каприз. Но только потом ему выставят счет. Аренда BMW-750Li обойдется в 950 руб. в час. Если машина используется в личных целях, то водителю категорически запрещено пользоваться “мигалкой” и звуковым спецсигналом.
Кстати, о “мигалках”: на 700 машин в комбинате их менее 50.
Как вспоминают ветераны, в советское время министрам было положено по две машины: роскошный ГАЗ-14 “Чайка” и семейная “Волга”. Некоторое время в 80-е годы вдовам великих людей выдавали спецталоны: на определенное число часов поездок по личным нуждам. Сейчас уже нет ни талонов, ни государственных “семейных” лимузинов.
А еще во времена СССР у водителей была спецодежда: пальто и костюмы, которые им шили в элитном ателье в Большом Черкасском переулке.
Сегодня униформы нет. Но одеты водители по-прежнему хорошо – протокольный этикет.
На комбинате сложились и настоящие династии.
– Мой отец отработал у нас 40 лет водителем, – рассказывает руководитель службы эксплуатации Любовь Бородулина. – Он был закреплен за Вениамином Эммануиловичем Дымшицем, зампредседателя Совета Министров СССР и одновременно председателем Госплана СССР. После ухода Дымшица на пенсию отец тоже оставил баранку. Но еще 10 лет здесь же работал механиком.
Сама Любовь Сергеевна работает на предприятии 39 лет.
О прежних временах на комбинате напоминают вещдоки эпохи: “Чайка” и “ЗИЛ-114”. Их разрешают использовать сотрудникам для особых торжеств. В кортеж по причине старости их уже не ставят – на таких раритетах катаются больше для души. (rg.ru/ Транспорт Украины и мира)