Эксперты авиационной отрасли, некоторые авиакомпании и юристы в целом негативно оценивают положения утвержденного Государственной авиационной службой Украины нового порядка выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, который зарегистрирован Министерством юстиции Украины.
Как отметил в комментарии агентству “Интерфакс-Украина” директор компании “Стиль Авиа” Евгений Хайнацкий, в целом документ во многом повторяет предыдущую его версию, однако с рядом поправок.
Так, в частности, один из пунктов документа подразумевает, что право на эксплуатацию международной регулярной и/или чартерной воздушной линии предоставляется только тем авиаперевозчикам, которыми преимущественно владеют (полностью контролируют или владеют более чем 50% их уставного капитала), или которых фактически контролируют (являются конечными выгодоприобретателями или владельцами более чем 50% уставного капитала) государство Украина и/или граждане Украины.
Е. Хайнацкий хоть и считает этот пункт логичным и правильным, но отмечает необходимость, в таком случае, публичности информации по собственникам.
В свою очередь адвокат юридической фирмы Marchenko Danevych Андрей Гук говорит, что недавно были приняты изменения в законодательство, в соответствии с которыми все юрлица обязаны раскрывать информацию о конечном собственнике, и это нормальная мировая практика.
“Ненормально то, что получение каких либо прав ставится в зависимость от гражданства собственника. Это прямая дискриминация. Если авиакомпания получила сертификат эксплуатанта и лицензию, это уже значит по действующему законодательству, что собственник – украинская компания или гражданин, а, значит, имеет право наравне с другими такими же эксплуатантами претендовать на маршруты”, – сказал он в комментарии агентству.
Порядок также предусматривает, в случае, если заявление подается на линию, которая уже эксплуатируется другим авиаперевозчиком, Госавиаслужба должна уведомить последнего об этом, а он до дня проведения заседания комиссии по выдаче назначений имеет право подать в Госавиаслужбу требование о применении комиссией ч.8 ст. 94 Воздушного кодекса Украины, которой регулируется отказ в выдаче назначения.
“Этот пункт будет сдерживать здоровую конкуренцию на каждой линии. Если сейчас кто-то уже летает, но есть другой перевозчик, который тоже хочет работать на этой линии, ссылка на Воздушный кодекс не просто так сделана – легко доказать любому перевозчику что у него линия нерентабельна, то есть мы можем получить ситуацию когда на каждой линии останется только по одному украинскому перевозчику”, – считает директор “Стиль-Авиа”.
Помимо этого, право на эксплуатацию воздушных линий для выполнения регулярных международных воздушных перевозок из/в Украины, согласно документу, предоставляется при условии, если авиаперевозчик выполняет регулярные воздушные перевозки в пределах Украины в течение не менее 12 месяцев подряд, предшествующих дню подачи заявления.
Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк отмечал, что для получения назначений на международные линии, узнав, например, погоду Пхукет на 14 дней, разработан лояльный коэффициент, и эта норма вступит в силу через год и будет касаться только ограниченных маршрутов.
Однако Е.Хайнацкий отмечает, что без государственной программы по развитию внутриукраинских линий, без скидок на обслуживание и топливо, все внутренние рейсы, если они летают без сетевой модели – убыточны на любом типе воздушного судна.
“То есть, все начинающие или небольшие перевозчики должны иметь запас средств на раскрутку бизнеса, так как компенсировать затраты им будет просто неоткуда. Вопрос: много таких желающих акционеров будет, которые готовы расстаться с очень большими деньгами? Ведь они будут в убытках не только в первый год эксплуатации, а и в последующие, пока не выйдут на самоокупаемость на сетке всех своих маршрутов”, – сказал он.
Вместе с тем, единственный украинский лоу-кост авиаперевозчик “Визз Эйр Украина” отмечает, что этот документ содержит ряд пунктов, которые свидетельствуют о значительном шаге назад в развитии авиационного рынка Украины, и он приведет к уменьшению количества доступных маршрутов и сокращению количества авиаперевозчиков, что в свою очередь приведет к повышению цен на билеты, а уменьшение пассажиропотока окажет отрицательное влияние на развитие туризма в Украине и украинскую экономику в целом.
В авиакомпании считают, что новый порядок противоречит либерализации украинского авиационного рынка и стремления соответствовать нормам Европейского Союза, однако Д.Антонюк отмечал в комментарии журналистам, что никаких противоречий этим нормам нет.
А.Гук, в свою очередь, в целом подчеркивает, что необходимо или добиться отмены вышеуказанного документа органами власти, или же оспаривать в судебном порядке, оснований для этого, по его мнению, более чем достаточно.
“Также следует изучить обстоятельства согласования и регистрации этого документа, они вызывают у нас сомнения в прозрачности и законности, вплоть до подозрений о коррупции. Так как мы общались со специалистами из Минюста и других органов, у них складывалось объективное мнение по этому документу, но потом внезапно руководители ведомств принимали решения о согласовании и регистрации”, – сказал он. (aviaport.ru/ Транспорт Украины и мира)