Мининфраструктуры реализовало еще один пункт соглашения об ассоциации Украины с ЕС, скорректировав законодательство о внутренних водных путях. Об этом заявила руководитель сектора транспортно-коммуникационной безопасности Национального института стратегических исследований Екатерина Михайличенко.
По ее словам, подписание министром Андреем Пивоварским приказа №316 внесет существенные коррективы во внутренние транспортные потоки Украины.
“Здесь затрагивается вопрос не просто речных перевозок, а сообщения “река-море”, затрагиваются мультимодальные перевозки. Переориентация с автомобильных перевозок на речные – процесс целесообразный. Автомобильные дороги разбиты, тарифы высокие. На речном транспорте тарифы однозначно ниже. Такие грузы, как зерно, выгоднее возить по реке баржами. Во всем мире речное судоходство развито. В Америке р. Миссисипи активно загружена, Рейн, Дунай – в Европе. Это судоходные реки, по которым активно осуществляются перевозки грузов. У нас, к сожалению, Днепр сейчас не используется. А мог бы – для зерна, для навалочных грузов, песка, цемента”, – сказала эксперт.
В бизнес-среде поддержали новацию Мининфраструктуры. Представитель стивидорной компании “Гермес-Трейдинг” Николай Петрунин назвал приказ №316 прогрессивным решением. В частности, по его мнению, освобождение от уплаты канального сбора судов с осадкой до 4 м за прохождение морскими каналами выведет речные перевозки на новый уровень конкурентоспособности.
“Согласно статистике, речной транспорт имеет значительные преимущества перед всеми другими видами транспорта в плане экономичности и наименьшего негативного воздействия на окружающую среду. Но сегодня перевозки грузов речным транспортном составляют всего 4 млн. т в год, при потенциале в 10 млн. т. После отмены тарифных ограничений, стоимость доставки грузов речным транспортом если не сравнится, то подойдет вплотную к железнодорожной. А если рассматривать логистику в комплексе – доставку генеральных грузов на рейд морского порта с последующей перегрузкой на рейде на большое судно, выйдет дешевле доставки в порт, и перевалки через морской терминал с причала. Если грузовладельцу будет дешевле доставить зерно, песок, контейнер по реке – он так и сделает”, – уверен Петрунин.
По мнению экспертов, переориентация грузов с дорог на реку улучшит состояние автомагистралей, разрушаемых перегруженным автотранспортом. Вопрос особо актуален для южных регионов. Частично проблему решит внедрение весового контроля грузовиков, который исключит появление на дорогах фур весом более 40 т. Развитие речного транспорта – альтернативное решение, которое позволит перевозчикам избежать штрафов за перегруженные автомобили и в целом снизить затраты на логистику.
“Эффективная реформа речного транспорта может стать тем самым драйвером развития экономики Украины, которая также предоставит передышку для обновления и модернизации критически изношенной наземной транспортной инфраструктуры. Предложенная Министерством инфраструктуры новация в приказе №316 является логичной, важной и экономически оправданной. Она действительно облегчит тарифную нагрузку на перевозчиков и грузовладельцев”, – резюмировал Петрунин. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)