Европейские авиакомпании не спешат заходить в Украину, несмотря на целый ряд шагов предпринятых властями в направлении либерализации рынка. Вместо этого, заметно увеличивают присутствие турецкие авиаперевозчики.
В этом году дочка турецкого перевозчика AtlasGlobal “Атлас Джет Украина” открыла полеты сразу с нескольких украинских городов, заметно наращивает присутствие Turkish Airlines, сейчас также на финальной стадии находятся переговоры о покупке “ЮТэйр Украина” туроператором Anex Tour (контролируют турки). Продолжают летать здесь Pegasus и Onur Air. Похоже, что турецких авиаперевозчиков украинские экономические трудности и даже военные действия на Донбассе не пугают.
“У всех трех авиакомпаний абсолютно разные задачи (“ЮТэйр Украина”, “АтласДжет Украина”, Turkish Airlines). Они сходятся только в одном – все не боятся инвестировать в проекты на украинском рынке, который сейчас считается достаточно рисковым”, – рассказывает совладелец компании “Тревелдеск” Сергей Кадученко.
В последнее время присутствие турецких авиаперевозчиков на украинском рынке заметно увеличивается. Недавно стало известно о том, что туристический оператор Anex Tour договорился с российской компанией “ЮТэйр” о выкупе ее украинской дочки “ЮТэйр Украина”. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца года, после чего компания сменит название на “Азур Эйр Украина”. Новая авиакомпания будет развиваться как чартерный перевозчик и выполнять рейсы в Турцию, Египет и Испанию. В ее планах а следующий год также открыть чартерные маршруты в Болгарию, Грецию и Италию.
Присутствие на нашем рынке постепенно расширяет и самый крупный турецкий перевозчик Turkish Airlines. В ближайшее время авиакомпания намерена увеличить количество рейсов по маршруту “Херсон – Стамбул” до 14 в неделю, а также с конца декабря открыть регулярный рейс “Запорожье – Стамбул”. Кроме того, недавно, вице-президент по продажам Turkish Airlines (Восточная Европа и Балканы) Мерт Дорман расказал, что компания “с интересом наблюдает за Ивано-Франковском, Винницой, Черновцами. Но говорить о полетах в эти города сегодня преждевременно”. Сейчас Turkish Airlines выполняет полеты из Стамбула в Киев, Львов, Одессу, Днепропетровск и Херсон.
В конце сентября, после длительных попыток зайти на украинский рынок, авиакомпания “Атлас Джет Украина” (дочка турецкой компании Atlasglobal) выполнила первый рейс по маршруту “Харьков – Стамбул”. На сегодняшний день у компании есть 25 назначений на маршруты, 23 из которых – международные.
Сергей Кадученко отмечает, что доля турецких авиакомпании на рынке регулярных перевозок сейчас однозначно больше, чем других иностранцев, особенно, после ухода российских компаний. Что касается чартеров, то их доля и вовсе подавляющая, поскольку у большинства чартерных рейсов заказчики – туроператоры с турецкими корнями.
В свое время, пытаясь активизировать авиарынок, в Грузии активно привлекали турецких авиаперевозчиков. Кроме того, Грузия передала в управление турецкой компании TAV аэропорты Тбилиси и Батуми. TAV airports holding специализируется на управлении аэропортами в Хорватии, Грузии, Македонии, Тунисе, Саудовской Аравии и Турции, но главным активом является аэропорт им. Ататюрка в Стамбуле – это самый быстрорастущий хаб в мире по итогам последних пяти лет.
Как рассказывает директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий, Turkish Airlines – это самая агрессивная компания в географической Европе. Хотя они на половину частная компания, и 51% фактически принадлежит турецкому олигарху, так же как и ТАV, они пользуются очень сильной поддержкой турецкого государства. Кроме того, в Турции есть государственная политика развития авиатранспорта и они смотрят на это, как на часть моста между Европой и Азией. “Turkish Airlines работают по такой схеме: они заходят на рынок и заинтерисованы в том, чтобы пассажир летел через Стамбул. Компания TAV берет в управление аэропорт и через слоты и систему скидок обеспечивает авиакомпании лучшие условия. Фактически эти две компании работают в одной связке, обеспечивая друг друга загрузкой”, – отмечает Александр Ланецкий.
Уже который год подряд лидирующую позицию на грузинском авиарынке занимает именно Turkish Airlines. В 2014 г. по статистическим данным Агентства гражданской авиации Грузии, компания заняла долю в 22%, на втором месте был национальный перевозчик “Аирзена”, который охватил 11% рынка, на третьем – МАУ с долей 10%.
Возможен ли такой же сценарий в Украине, когда лидирующую позицию займет турецкая авиакомпания? Эксперты говорят, что пока украинские власти не начали отдавать аэропорты в управление туркам – такой опасности нет. Похоже, что наоборот власти пытаются сдерживать экспансию Turkish Airlines.
Мерт Дорман отмечал, что компания хотела бы увеличить количество рейсов, еще как минимум, на несколько. “У нас есть желание, возможности и предпосылки для этого. Турецкие авиационные власти не раз обращались в украинскую Госавиаслужбу и Минифраструктуры с инициативой расширить разрешенное количество частот между нашими странами. Но пока мы не получаем положительный ответ”, – утверждает он.
Увеличение частот Turkish Airlines может привести к тому, что часть транзитного пассажиропотока турки перенаправят в Стамбул, от чего проиграет и “Борисполь”, и базовая авиакомпания “МАУ”.
Александр Ланецкий рассказывает, что Turkish Airlines стали громадной структурой, которая просто сметает конкурентов на пути. В 2013 г. немецкий перевозчик Lufthansa объявил, что развывает код-шеринговое соглашение с Turkish Airlines. По мнению Lufthansa, Turkish Airlines слишком агрессивно работает на рынке Германии.
Директор Style Avia Евгений Хайнацкий также отмечает, что через Украину турецкие авиалинии развивают свой хаб в Стамбуле. “Авиарынок между Украиной и Турцией был всегда на втором месте после России. Есть очень большой спрос, как на прямого пассажира, так и транзитного. Стамбул – самый большой хаб юго-восточной Европы”, – рассказывает эксперт. После взаимных санкций Украины и России и приостановки прямого авиасообщения, роль турецкого направления только укрепится.
На сегодняшний день в Стамбуле функционирует два аэропорта и оба работают на гране пропускных возможностей. В мае 2013 г. было подписано соглашение о строительстве третьего аэропорта, пропускная способность которого составит около 100 млн. пассажиров в год. Как предполагается, аэропорт позволит удовлетворить растущий спрос. Для сравнения, согласно данным на сайте аэропорта Борисполь, главные воздушные ворота нашей страны в год обслуживают около 8 млн. пассажиров. (ЦТС/Транспорт Украины и мира)