Согласно результатам исследования “Левада-центра”, которые опубликованы на сайте центра, протест дальнобойщиков, выступающих против взимания платы за проезд по федеральным трассам, так или иначе поддерживают 71% москвичей.
Среди тех, кто знает о протестах водителей грузовиков, “определенно поддерживают” их 33%, еще 38% респондентов ответили, что “скорее поддерживают” акции дальнобойщиков.
Представитель “Левада-центра”, социолог Степан Гончаров в интервью телеканалу “Дождь” пояснил, что жители столицы поддерживают протесты дальнобойщиков, несмотря на то что протестующие могут перекрыть дороги в Москве. “Дальнобойщики – эта категория населения, которая большинством воспринимается как “свои”. И их проблемы люди записывают на свой счет”, – сказал Гончаров.
По мнению социолога, протест дальнобойщиков москвичи поддерживают потому, что у них есть конкретные требования – об отмене системы взимания платы с большегрузов “Платон”. При этом они не протестуют против власти в целом и не выдвигают политических требований, отметил Гончаров.
Согласно результатам опроса “Левада-центра”, впервые о протестах дальнобойщиков услышал от социологов 21% респондентов, 49% из тех, кто уже слышал о протесте, узнали о нем из федеральных телеканалов и радиостанций, 15% – из независимых СМИ, еще 26% участников опроса узнали о протестах дальнобойщиков из Интернет-изданий и соцсетей, 22% слышали о них от родственников, знакомых или друзей. Еще 2% затруднились ответить, знают ли об акциях водителей грузовиков.
Опрос был проведен 4-8 декабря среди 1000 человек в возрасте более 18 лет. Исследование проводилось на улице методом личного интервью, отмечается в сообщении “Левада-центра”.
Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября. Расчет платы производится в специальной системе “Платон”, созданной компанией “РТ-Инвест Транспортные системы” – совместным предприятием Игоря Ротенберга и инвестиционного фонда “РТ-Инвест” (“дочка” госкорпорации “Ростех”). Собранные деньги должны аккумулироваться в федеральном дорожном фонде, благодаря чему планируется к 2019 г. привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.
Введение сбора спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жаловались не только на саму плату, но и на массовые сбои в системе “Платон”. По подсчетам РБК, с начала волнений акции протеста прошли по меньшей мере в 24 регионах. Позднее, 4 декабря, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, предполагающий снижение штрафов для водителей грузовиков почти в 100 раз. В соответствии с поправками штрафы за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. – за повторное. Изначально введенные штрафы составляли 450 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно.
Сейчас в Подмосковье разбито два основных лагеря протестующих дальнобойщиков – в Химках и на Каширском шоссе. 9 декабря протестующие в Подмосковье дальнобойщики договорились о создании профсоюза, который должен объединить представителей как минимум 58 регионов России. Он должен стать альтернативой Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, чей лидер Александр Котов неоднократно призывал дальнобойщиков не торопиться с протестными акциями.
9 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что идея взимания платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным автострадам “правильная” и должна быть “доведена до логического конца”. В Кремле ранее подчеркивали, что проблемы водителей фур не стоят в повестке дня администрации президента. Эти вопросы должны рассматриваться между профильным ведомством – Министерством транспорта – и “непосредственно теми, у кого есть вопросы”, заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. (Autonews/Транспорт Украины и мира)