С конца мая права на эксплуатацию воздушных линий будут распределять по новым правилам. В новой редакции документа есть условие, что авиакомпания перед тем, как получить новые назначения, должна полностью уплатить сборы, предусмотренные Воздушным кодексом. Это может ударить по авиакомпании МАУ, у которой на 1 мая накоплено 147,174 млн. грн. долгов перед Госавиаслужбой (данные этого ведомства). Об этом пишет UBR.
Воздушный кодекс предусматривает, что регулирование всех вопросов, связанных с уплатой сборов – это компетенция Кабмина, пояснил юрист ECOVIS Бондарь и Бондарь Сергей Дзюбенко (эта юрфирма представляет интересы МАУ). При этом на сегодняшний день существует множество законодательных пробелов в вопросах оплаты государственных сборов.
“Действующий с 1993 г. правительственный акт не регулирует порядок оплаты государственных сборов, не устанавливает размер некоторых сборов, периодичности и сроков их уплаты. Например, начисление сбора за каждого вылетающего из аэропорта Украины пассажира Госавиаслужба осуществляет в размере, который установлен совсем для другого вида сборов. Также не предусмотрено, что Госавиаслужба имеет право начислять сборы и выставлять счета-фактуры на их оплату”, – отметил Дзюбенко.
При этом он акцентировал внимание на том факте, что Госавиаслужба отлично знает обо всех пробелах законодательного регулирования, но вместо их устранения, ставит перевозчиков перед выбором – плати или не получишь право на эксплуатацию воздушной линии. “По сути, авиаперевозчики, которые не согласны с начисленными сборами, стоят перед выбором: оплатить безосновательно начисленные суммы, или отказаться от возможности получения права на эксплуатацию воздушной линии”, – говорит Дзюбенко.
Юристы, представляющие интересы других авиакомпаний, тоже признают, что законодательство несовершенно. “Безусловно, изменения порядка государственных сборов необходимы¸ чтобы не было противоречий в законодательстве. И насколько я понимаю, они сейчас готовятся”, – отметил партнер АФ “Анте” Андрей Гук. Он подчеркнул, что большинство авиакомпаний платит сборы, поскольку понимает, что за эти средства финансируется целый ряд направлений в авиации, в том числе обеспечивается безопасность их пассажиров.
Юрист предполагает, кто к концу мая, когда должно быть проведено очередное заседание комиссии Госавиаслужбы по выдаче прав на эксплуатацию воздушных линий, может появиться судебный иск против новой редакции правил. (ЦТС/Транспорт Украины и мира)