Центральная пригородная пассажирская компания хочет повысить небилетные доходы.

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), оператор пригородного железнодорожного сообщения в Московском регионе ищет дополнительные способы заработка, помимо продажи билетов. Как рассказал «Известиям» источник в ЦППК, компания готова потратить 10 млн рублей на разработку концепции по борьбе с несанкционированной торговлей и повышению небилетных доходов.

Предполагается, что у пассажиров появится возможность воспользоваться платной розеткой, получить платную «справку по городу» (например, о режиме работы государственных учреждений), купить авиабилет, найти и забронировать гостиницу, получить посылку в постамате — автомате, который выдает товары, заказанные в интернет-магазинах.

Чтобы избавиться от незаконных продавцов, ЦППК планирует самостоятельно наладить торговлю выпечкой, снеками, а также непродовольственными товарами — цветами, аптечной продукцией, SIM-картами, сувенирами. К сувенирам предприниматели уже проявляли интерес. В 2010 году открылся интернет-магазин, где продавалась одежда с логотипами РЖД или надписью «Сапсан» — футболки, толстовки, кепки, рубашки, галстуки и даже термобелье для детей. Тогда РЖД заявила, что не имеет отношения к магазину, создатели которого, как оказалось, жили в Киеве, и попыталась его закрыть. Сейчас он уже не работает.

Важную роль в повышении доходов ЦППК должна сыграть реклама. Ее предполагается размещать и внутри вагонов, и на их внешней поверхности, на билетах и плакатах с расписанием. Также реклама может появиться в билетопечатающих автоматах и на видеоэкранах. Где именно стоит разместить видеоэкраны, розетки и точки продажи, должны определить разработчики концепции.

— Если ЦППК наконец решила всерьез рассмотреть возможность увеличить свои небилетные доходы, это логично и правильно, — отметил эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Ее пассажиры — достаточно обеспеченные люди, для того чтобы проект оказался успешным.

По мнению Свириденкова, ЦППК при желании могла бы увеличить и доходы от продажи билетов.

— Сейчас в электричках колоссальное количество безбилетных пассажиров. На некоторых маршрутах их больше, чем людей, оплативших проезд, — отмечает он. — Способы заставить людей покупать билеты могут быть разными. Возможно, имеет смысл увеличить штат контролеров или начать штрафовать зайцев.

Несмотря на безбилетников, ЦППК сейчас является прибыльной компанией. По итогам 2012 года выручка ЦППК составила 27 млрд. рублей, чистая прибыль — 3,7 млрд. рублей.

По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, в электричках стоит продавать только прессу. Если поезд идет больше двух часов, можно предложить пассажирам напитки и еду.

— Остальное можно купить на станциях, — сказал эксперт. — Также необходимо выгнать из электричек певцов с микрофонами, потому что они мешают многим пассажирам, из-за них невозможно ни поспать, ни услышать, какая станция.

По словам председателя Московской рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирины Матысяк, в электричках, как и в метро, можно успешно рекламировать товары массового спроса. Например, в вагонах могут быть расклеены постеры магазинов одежды и продуктовых сетей.

— На внешней поверхности вагона размещать рекламу смысла нет, как и на остановках, — сказала эксперт. — Обычно люди, спешащие на электричку, думают только о том, как попасть в вагон, а по сторонам почти не смотрят.

Ирина Матысяк считает, что люди будут мало внимания обращать и на видеоэкраны, размещенные на станциях. Если подвешивать экраны внутри вагонов, потребуется немало денег, чтобы защитить их от вандалов.

Сейчас рекламы внутри электричек почти нет, хотя немало постеров расклеено в поездах дальнего следования и аэроэкспрессов. По мнению Ирины Матысяк, это связано с тем, что у ЦППК нет единой политики по этому вопросу. (izvestia.ru/ Транспорт Украины. СНГ, мира)