Железные дороги России, Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии достигли соглашения об увеличении в 2011 г. объема межгосударственных и транзитных перевозок на 10%. Наметилась устойчивая тенденция роста перевозок в направлении Румынии и Болгарии через Россию, Украину и Молдову.

Ожидаемая номенклатура грузов, идущих в Румынию и Болгарию, – российские, украинские и частично казахстанские руды, уголь, продукция черной и цветной металлургии, нефтепродукты. Кроме того, украинской железнодорожной компанией “Укрзализныця” представлены нормативные новшества по организации транзитных перевозок – проект правил предварительного декларирования и предоставления финансовых гарантий таможенным органам Украины. Эти меры помогут избежать лишних задержек грузов на границе и повысят ответственность за соблюдение условий и сроков перевозки и сохранности груза со стороны перевозчиков.

Компания “Железные дороги Молдовы” выразила уверенность, что планы увеличения согласованного объема грузоперевозок между пятью странами будут реализованы, так как ключевые отрасли экономики основных грузоотправителей в направлении Румынии и Болгарии России и Украины в 2011 г. демонстрируют рост.

ООО “МолдРомУкртранс” полагает, что достижение намеченного роста согласованных объемов перевозок будет зависеть от того, насколько слаженно будут работать железнодорожные магистрали пяти государств в сфере тарифов и своевременности предоставления вагонов.

Пока спрос на грузы со стороны стран колеи 1520 мм в Болгарии и Румынии формируется в основном единственным крупным потребителем – металлургическим комбинатом концерна “Arcelor Mittal Steel” в Галаце (Румыния), однако его работа неритмична, поэтому для расширения клиентской базы железнодорожным компаниям следует обеспечить стабильную единую тарифную политику и гарантии своевременного обеспечения вагонами.

Как заявили в мае министры транспорта и коммуникаций Казахстана и Беларуси Б. Камалиев и И. Щербо, в условиях создания Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) белорусско-казахстанское сотрудничество в области грузоперевозок получит новые перспективы развития. Особое значение в развитии белорусско-казахстанских перевозок приобретают прямые ускоренные контейнерные поезда.

По сообщению Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, с целью привлечения объемов перевозок Белорусской железной дорогой принято решение по установлению в 2011 г. на перевозки контейнеров из Литвы в Казахстан и далее транзитом в КНР по маршруту Гудогай-Осиновка/Закопытье и в обратном направлении тарифных ставок на уровне действующих при перевозке контейнеров поездом комбинированного транспорта (ПКТ) “Викинг”, что ниже ставок существующих тарифов стран СНГ.

ПКТ “Викинг” стартовал в статусе международного интермодального проекта в феврале 2003 г. Он является совместным проектом железных дорог Литвы, Украины и Беларуси и стивидорных компаний и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса, проходит через указанные три страны и соединяет морские контейнерные и контрейлерные линии Балтийского региона с аналогичной системой Черного, Средиземного и Каспийского морей. Общая протяженность его маршрута составляет 1733 км. За год поезд “Викинг” перевозит до 40 тыс. TEU.

Отправление поездов “Викинг”, как правило, осуществляется ежедневно; для составов созданы льготные условия передвижения: на прохождение пограничного (ЕС – Беларусь) пункта в Литве затрачивается рекордно мало времени – полчаса.

В составе насчитывается 40 платформ с контейнерами общей массой до 6 тыс. т. Перевозятся любые грузы: от текстильного сырья до тракторов, от бытовой химии до сложного оборудования. Поездом перевозятся 20- и 40-футовые контейнеры, а также полуприцепы и автопоезда (контрейлеры), поступающие в порт Клайпеда из стран Скандинавии и Западной Европы морским транспортом, а также через паромную переправу Клайпеда (Литва) – Мукран (Германия), и дальше отправляются в Беларусь, Украину, в страны Закавказья, Ближнего Востока через порты Одесса и Ильичевск, и в обратном направлении, а также через железнодорожные станции, находящиеся по маршруту его следования.

Платформы с контейнерами назначением в Грузию и Армению могут перевозиться по паромным переправам Ильичевск (Украина) – Поти (Грузия) и Ильичевск – Батуми (Грузия), а в Турцию – через паромную переправу Ильичевск – Деринже (Турция).

Тарифы ПКТ “Викинг” на перевозку грузов в контейнерах и автопоездах ниже по сравнению с тарифами автомобильного транспорта. В 2011 г. был подписан меморандум о расширении маршрута как на север, так и на юг.

К проекту присоединяются с северной стороны финские транспортные компании, с южной – турецкие. В таком случае будет осуществляться комбинированная перевозка: на паромах от скандинавских и западноевропейских портов до литовской Клайпеды, поездом через Беларусь и Украину, далее на пароме в Турцию. Последняя крайне заинтересована и во встречных перевозках своих грузов в Западную и Северную Европу. Также изучается возможность присоединения к маршруту Латвии, Эстонии, Казахстана, Молдовы, Грузии, Армении, Сирии, Азербайджана и КНР.

В настоящее время стороны ведут переговоры об интеграции проекта “Викинг” в проект “TRACECA” (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия), в котором задействованы черноморские порты, железные дороги Закавказья, каспийская паромная переправа, железнодорожные сети Туркменистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и КНР, а также китайские порты на тихоокеанском побережье.

Кроме того, в рамках проекта “East – West” маршрут может быть продлен и в Западную Европу. Таким образом, у стран Восточной Европы появляется шанс получить прямой доступ к рынку КНР и других азиатских стран. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)

Добавить комментарий