По данным французской консалтинговой компании “Cybel”, в настоящее время в мире эксплуатируется примерно 18,5 тыс. турбовинтовых самолетов гражданского назначения и около 40 тыс. военных. Мировой парк реактивных самолетов составляет около 77 тыс. ед., совокупный налет которых определяется приблизительно в 77 тыс. ч в год (в Северной Америке – 37 тыс., в Европе – 16,8 тыс., в АТР – 10 тыс.).

В таких условиях техническое обслуживание самолетов требует весьма значительных средств и характеризуется все более острой конкурентной борьбой. В 2008 г. на эти цели было израсходовано в общей сложности около $106 млрд., в том числе в гражданском секторе – $45,1 млрд. и в военном – $60,7 млрд.

Согласно расчетам того же источника, удельный вес работ с двигателями при техобслуживании в среднем составляет около 35%, электропроводкой – 22%, комплектующими – 21%, несущими конструкциями – 14%, работ по  модификации – 8%.

Структура затрат, связанных с работами в отдельных сегментах может быть представлена примерно в следующем виде, %

  Расходы на заработную плату Материалы Сами ремонтные работы Прочее
Двигатели 10 60 25 5
Несущие конструкции 70 20 10
Комплектующие 35 50 15
Электропроводка 80 20
Модификации 60 35 5

Общее число занятых в секторе техобслуживания самолетов определяется почти в 480 тыс.

Приблизительно 80% соответствующих фирм относятся к категории  небольших предприятий.

В целом доминирующие позиции на данном рынке занимают США и Европа, где находится большинство из двух десятков главных фигурантов отрасли. Тем не менее самым крупным все же является китайская компания “Haeco”, базирующаяся в Гонконге. Второе место занимает американская “Delta Airlines Techops”, третье – французская “Air France Industries/KLM”. В сфере техобслуживания двигателей лидирует Европа, а несущих конструкций – Азия.

Оценивая перспективы дальнейшего развития рынка техобслуживания, западные специалисты исходят из предстоящей динамики самого самолетного парка и в этой связи, в частности, подчеркивают, что мировой парк турбовинтовых самолетов, в настоящее время составляющий 18,5 тыс. ед., в 2019 г. может достичь 27 тыс. ед. При этом они следующим образом определяют перемены в составе гражданского воздушного флота:

  2008 г. 2009 г. 2019 г.*
Всего, тыс. ед. 18,8 19,3 27,0
 В том числе, %      
Региональные самолеты 17 17 19
Узкофюзеляжные лайнеры 60 60 57
Широкофюзеляжные лайнеры 23 23 24

* – прогноз

 

Доля отдельных видов работ, связанных с обслуживанием гражданского воздушного флота, в 2008 г. оценивалась экспертами “Team/SAI/Ascend” следующим образом:

  2009 г. 2014 г.* 2019 г.*
Всего, млрд. $ 45,7 53,0 68,2
 В том числе, %      
Электропроводка 8,3 9,7 12,6
Оборудование 9 10,5 13,6
Двигатели 18,5 21,5 27,2
Модификации 9,9 11,3 14,8

* – прогноз.

 

После завершения финансового кризиса конца 2008 г. те же расчеты приняли следующий вид, %

  Электропроводка Комплектующие Двигатели Несущие конструкции и модификации
2001 г. 9,2 7,4 11,5 14,1
2002 г. 8,5 6,9 10,4 12
2003 г. 8,2 6,7 10,5 10,7
2004 г. 8,5 6,9 10,1 11,5
2005 г. 8,9 7,2 10,7 10
2006 г. 8 7,4 13,5 8,6
2007 г. 7,3 7,9 17,1 9,6
2008 г. 8,1 8,7 18,8 11,9
2013 г.* 9,9 10,7 23,5 14,1
2018 г.* 12,1 13,1 29,2 14,3

* – прогноз.

 

Среднегодовой прирост инвестиций в техобслуживание самолетов в Северной Америке и в Западной Европе, как правило, происходит медленнее, чем в большинстве других регионов, о чем свидетельствуют следующие оценки “Cybel” на 2008-2019 гг.: Северная Америка – 2%, Западная Европа – 4%, АТР – 6%, КНР – 7%, Средний Восток – 4%, Южная Америка – 6%, Восточная Европа – 10%, Индия – 12%.

Географическая структура парка турбовинтовых самолетов в мире в 2009 г.

  Всего, тыс. ед. В том числе, %
коммерческие деловые военные
Сев. Америка 44,5 27 33 40
Европа 23,2 39 44 17
АТР 14,8 38 52 10
Южн. Америка 7,7 31 31 38
Средн. Восток 5,2 19 75 6
Африка 4,9 37 48 15

(БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий