В ОАО “РЖД” состоялось заседание комиссии при президенте ОАО “РЖД” по вопросам реформирования, главной темой которого стал поиск возможностей повышения эффективности управления вагонными парками и совершенствования тарифов на перевозку грузов. В работе комиссии приняли участие руководство ОАО “РЖД”, представители профильных министерств, частные операторы.

“Развитие конкурентного сектора в сфере грузовых железнодорожных перевозок за счет создания компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом, является одной из важнейших задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. В рамках реализации этой задачи ОАО “РЖД” были созданы “Трансконтейнер”, “Рефсервис”, “РейлТрансАвто” и “Русская тройка”, “Первая” и “Вторая” грузовые компании. В свою очередь, частный бизнес инвестировал в приобретение вагонов свыше 400 млрд. руб.”, – заявил президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин, открывая заседание комиссии.

В настоящее время парк грузовых вагонов российской принадлежности составляет 1067 тыс. грузовых вагонов, из них 997,2 тыс. или 93,5% являются приватными. 56% приватного парка или 598,7 тыс. вагонов принадлежат более чем 1850 операторам и собственникам подвижного состава, а 398,5 тыс. – дочерним и зависимым обществам ОАО “РЖД”, включая ОАО “ПГК”.

Изменение структуры отечественного парка вагонов привело к существенному изменению технологии перевозочного процесса. В частности, утрачена универсальность вагонного парка, то есть возможность быть погруженным в любом месте, в любое время и любым грузом. Железные дороги столкнулись с проблемами массовых скоплений порожних вагонов в ожидании наиболее выгодных перевозок, встречными порожними вагонопотками – до 100 порожних поездов в сутки – и другими факторами, оказывающими негативное влияние на эксплуатационную работу.

Все это привело к снижению производительности грузовых вагонов и росту нагрузки на инфраструктуру общего пользования.

В ОАО “РЖД” развернута активная работа по всему комплексу вопросов, связанных с эффективностью управления вагонными парками в новых условиях, в том числе сформированы предложения по изменению нормативной базы, разрабатываются и апробируются новые технологические решения.

Отработка новых принципов управления приватным парком началась в феврале 2010 г. с формирования консолидированного парка из полувагонов дочерних компаний. С ноября прошлого года была реализована схема агентских договоров между ОАО “РЖД”, ОАО “ПГК” и ОАО “ВГК”, направленная на централизацию грузовой базы двух компаний.

Передвижение полувагонов консолидированного парка производится на определенные станции сети с распределением погрузочных ресурсов исходя из реальной потребности, с учетом минимизации простоев и исключения встречного перемещения. Формирование электронных перевозочных документов на перемещение этих вагонов производится в автоматизированном режиме.

Даже в условиях сложной эксплуатационной обстановки, связанной с завершением ремонтно-путевых работ, оборот полувагонов консолидированного парка составил в октябре 14,02 суток при нормативе 14,08 суток и сократился по сравнению с сентябрем на 20 часов. Более эффективное использование подвижного состава позволило увеличить погрузку на 5,1%. Таким образом, тем же парком в 143 тыс. единиц в октябре перевезено на 878 тыс. т больше грузов.

За этот же период парк приватных полувагонов, не входящих в консолидированный парк, увеличился на 4%, а погрузка в них возросла на 4,3%, то есть объемы перевозки обеспечиваются экстенсивными методами – путем наращивания числа вагонов.

Таким образом, работа с консолидированным парком делает его использование существенно более эффективным и позволяет меньшим количеством вагонов перевозить большие объемы грузов.

По мнению ОАО “РЖД” принципы этой технологии целесообразно применить к полувагонам других собственников и операторов в рамках проводимой ОАО “РЖД” работы по консолидации парка вагонов под единым управлением перевозчика.

Для реализации этой меры необходим переход на особый порядок ценообразования на перевозки грузов в вагонах операторов, предусматривающий формирование вагонной составляющей тарифа с учетом рыночной стоимости привлечения подвижного состава. На решение этих вопросов направлено постановление правительства Российской Федерации “О порядке привлечения открытым акционерным обществом “Российские железные дороги” для перевозок грузов универсальных вагонов иных владельцев и установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в таких вагонах”.

Участники совещания отдельно подчеркнули аномально высокие цены на новые грузовые вагоны. С середины 2009 г. по настоящее время стоимость вагонов в среднем выросла в два раза, что является следствием высокого спроса. Вместе с тем, количество предъявляемых к перевозке грузов может быть перевезено меньшим количеством вагонов. Консолидация парка грузовых будет прямо способствовать снижению спроса на новый подвижной состав и снижению его стоимости. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)