В ноябре 2011 г. директор по международным отношениям Иранских железных дорог А. Назари заявил о готовности России и Азербайджана принять участие в реализации проекта 75-километровой железной дороги Решт – Астара на севере Ирана стоимостью $400 млн. Этот проект будет реализован на основе контракта “BOT” (“build – operate – transfer”) в течение двух лет. Стороны подпишут контракт с международной консалтинговой компанией с целью начала предварительных исследований в этом направлении.

В начале 2011 г. руководители железнодорожных ведомств Азербайджана, России и Ирана подписали документ об организации совместного предприятия в рамках создания железнодорожного коридора “Север – Юг”. Головной офис СП будет располагаться в Москве, а в Баку и Тегеране будут находиться его филиалы.

В первые годы объем грузоперевозок по этой железной дороге прогнозируется на уровне 6 млн. т ежегодно с дальнейшим увеличением до 20 млн.

В настоящее время Россия транспортирует в Индию около 20 млн. т грузов в год. Предполагается, что после сдачи в эксплуатацию железной дороги Север – Юг эти грузы будут транспортироваться по этому маршруту, что снизит расходы на транспортировку на 30%.

В рамках международного транспортного коридора “Север – Юг” будут транспортироваться грузы и пассажиры из Финляндии до иранского порта Бендер-Аббас, предполагается создание единого железнодорожного сообщения из Европы в Индию и страны ЮВА.

Во время реализации проекта большую часть работ предстоит осуществить в Иране, который не имеет железнодорожного сообщения до границы с Азербайджаном. Инвестиции планируется привлечь за счет банков самих стран-участниц, а также других региональных финансовых институтов.

Объем работ на территории Азербайджана предполагает строительство 8,5 км железной дороги до станции Астара (Азербайджан) – Астара (Иран), станции с системами смены колесных пар, пограничной и таможенной инфраструктуры (стоимость – около $35-40 млн.).

Строительство пограничного железнодорожного моста будет осуществлено с Ираном на паритетной основе. Все технические исследования уже проведены и скоординированы с Азербайджаном.

В декабре 2010 г. ОАО “Российские железные дороги” (“РЖД”), Иранские железные дороги (“I.R. Iran Railways”) и ЗАО “Азербайджанская железная дорога”  обсудили экономические и технические аспекты проекта строительства железной дороги. Кроме того, рассмотрены вопросы проверки и выплаты сторонами первоначальных инвестиций.

В 2010 г. главы железнодорожных ведомств Азербайджана, России и Ирана в Тегеране подписали соглашение о создании СП и утвердили его устав в рамках проекта строительства и эксплуатации составной части железнодорожного маршрута транспортного коридора “Север – Юг”. Уставный капитал СП составит $3 млн. – по $1 млн. с каждого участника. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)