Благодаря слаженной работе всего коллектива, в этот кризисный период порт сумел достичь и перевыполнить плановые показатели работы предприятия. По объемным показателям в 2011 г. Херсонский морской торговый порт выполнил план на 114%, достигнув цифры 2926 тыс. т, что на 25% больше, чем в 2010 г.

В целом, не смотря на сильное падение объема зерновых во 2-м квартале из-за квотирования и введения экспортных пошлин, а также серьезного падения цен на зерновые на внешних рынках, порт сумел эффективно перераспределить и укрупнить клиентскую базу и организовать под нее внутрипортовую логистику, чем выровняли ситуацию по зерновым во 2-м полугодии. Также, благодаря нескольким удачно заключенным контрактам по плавкранам, вышел на рынок рейдовой перевалки российских зерновых на внешнем рейде Керчи, куда два плавкрана ушли, как речной и озерный, а вернулись с морским классом. Это был верный стратегический шаг, так как сегодня распаузки на внешних морских рейдах становятся все более актуальными. По итогам года общий объем перевалки хлебных грузов составил 1160 тыс. т, что на 155 тыс. т больше, чем в 2010 г.

Не смотря на все попытки вернуть в порт металлопрокат, к сожалению, в 2011 г. этого так и не удалось, однако в порт привлекли 73 тыс. т металлолома, который по стоимости перевалки превосходит прокат, и увеличили перевалку леса и грузов в биг-бэгах. По сути, произошла частичная замена грузопотоков, и порт за счет этого не потерял в деньгах.

Продолжили работу и сумели привлечь в порт несколько новых грузопотоков, которые будут продолжать работать. Это уголь, кокс, мешки, шпат, каолин и контейнеры. Возможно, их объемы не были столь глобальными, чем бы этого хотелось, но порт дорожит каждой тонной и берется за работу, если видит, что этот груз принесет порту дополнительную прибыль, будет не в ущерб другим грузам и не несет опасности для докеров. По всем традиционным грузам порта (в т. ч. сульфат аммония, лес, биг-бэги) в 2011 г. наблюдался прирост в среднем на 10-15%. Порт добыл и реализовал песок в 2011 г. в общем объеме 720 тыс. т, что на 328 тыс. т больше, чем в 2010 г.

2012 г. ожидается не менее трудным, чем прошлый. Связано это исключительно с обстановкой на внешних рынках грузов, перевалкой которых занимается Херсонский порт. В настоящий момент эта обстановка далеко не утешает. Новые кризисные явления уже затронули мировую экономику, цены на товары падают, следовательно, экспортерам становится не выгодно производить отправки. К тому же, не обходится и без определенных аспектов внутригосударственной политики. Цены на железнодорожные перевозки продолжают расти, что будет с курсом доллара – также неизвестно.

Однако, коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. В арсенале проектов есть очень серьезные и перспективные наработки, которые мы уже взялись реализовывать. В первую очередь, речь идет об организации внешнего рейдового якорного места в районе Тендровской косы. Порт имеет опыт обработки крупнотоннажного флота, который после частичной погрузки в Херсоне отправлялся на догрузку в другие более глубоководные порты и терминалы. Родилась идея продолжить начатое предыдущими руководителями дело и довести его до конца. Планируется оформить и обустроить внешний рейд и производить там операции по распаузкам крупнотоннажных судов с частичной погрузкой в Херсонском порту (до проходной осадки по каналу) и последующим вывозом остатка тоннажа на Тендровскую косу и догрузки судна своими морскими плавкранами. Для Херсонского порта этот проект является необычайно перспективным, так как даст не только дополнительный объем грузов (зерновых грузов, минеральных удобрений, кокса), но и загрузку плавмеханизации, выход порта на рынки обработки крупнотоннажных судов. Тем более, уже сегодня наблюдается среди клиентов тенденция к укрупнению судовых партий, так что к тому времени, когда эта идея воплотится в жизнь, загрузка будет, потому что мы сможем предложить клиентам комплексный сервис на крупный тоннаж. По предварительным расчетам, прирост денежного потока в год от этого проекта может достигать 40 млн. грн., а это практически 20%-ная прибавка к доходу порта.

Продолжаются работы над тем, чтобы привлечь в порт транзитные калийные удобрения и капролактамовый сульфат, отечественный уголь, кокс, металл, контейнеры, а также транзитные зерновые грузы. Уже в январе подписан договор с Херсонским КХП о гарантированных объемах перевалки зерновых, так что теперь порт будет застрахован в случае простоя элеватора. Начата борьба с недобросовестной конкуренцией со стороны наших соседей по акватории: перегрузочными терминалами и стивидорными компаниями, которые демпингуют рынок и переманивают клиентов к себе. И после того, как “правила игры” будут выровнены для всех, кто работает на акватории Херсонского порта, клиенты сами поймут, что именно порт – наиболее рациональное место перевалки их грузов. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)